Ирина Морозова
На ярмарке «Роль дидактической игры в развитии логического мышления старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей. Овладев логическими операциями (анализ, синтез, умозаключения, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Публикация «На ярмарке „Роль дидактической игры в развитии логического мышления старших дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Цель: использование логико-математических игр для активизации познавательной активности в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить познавательную активность детей. Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
2. Учить способам практической деятельности в области ФЭМП с использованием ИКТ.
3. Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
4. Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности
5. Формировать основы информационной культуры личности
6. Повышать мотивацию детей во время НОД.
Ожидаемый результат:
1. Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)
3. Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и. т. д.).
4. Получение математических знаний о пропорции, симметрии;
5. Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
6. Формирование конструкторских умений и навыков у детей
7. Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности (игры В. Воскобовича, Б. Никитина, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша). Знакомя детей с цифрами, я использую такие игры :«Выложи цифру из палочек»;«Собери цифру правильно»; В. Воскобович. «Слепи из пластилина»;«На что похожа цифра?»;«Назови предметы, напоминающие цифру».
Отгадываем с детьми загадки с математическим содержанием, учим о цифрах стихи, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствовала цифра, использую физкультминутки.
Я часто использую игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру пальца и, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же закрепляют знание цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, использую словесную игру «Пара слов». Я говорю «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Занимательно-развивающая форма заданий превращает сухие занятия в праздник эмоций и творчества. Часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложнялись: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат из двух палочек, используя
Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно меняю виды деятельности: восприятие информации воспитателя, активная деятельность самих детей, и игровая деятельность. Чаще всего непосредственно организованная деятельность детей строится в форме игры.
Для поддержания интереса детей применяю: комплекс развивающих игр, путешествие или КВН, экспериментирование, подгрупповая работа индивидуальная работа.
Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием.
Вывод:
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Интерактивные игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, целеустремленности.