светлана мельникова
Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Обоснование проблемы проекта.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Публикация «Педагогический проект „Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
2. Целеполагание:
Концептуализация.
В основе моего проекта по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста – использование во всех трех блоках педагогического процесса, и особенно в блоке совместной деятельности, игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша с целью повышения уровня у детей мыслительных операций, умения рассуждать и развития интеллектуальных возможностей детей. Программа "Детство", являющаяся основой в моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю, на которых в большой мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.
Цель проекта.
Повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать у старших дошкольников, развитие интеллектуальных возможностей детей, используя блоки Дьенеша.
Объектом исследования является мышление старших дошкольников,
предметом – процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико – математических игр с блоками Дьенеша.
Задачи проекта.
1. Изучение научно – теоретических основ развития логического мышления у старших дошкольников.
2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
3. Разработка и внедрение системы по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников.
4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша)
5. Повышение интереса педагогов к использованию логических блоков Дьенеша для развития логического мышления старших дошкольников.
3. Участники проекта.
1. Дошкольники старших групп МБУ «Детский сад №116»
2. Мельникова С. А. – воспитатель старшей группы №6 МБУ «Детский сад №116».
3. Родители воспитанников.
4. Хилько Н. А. - воспитатель старшей группы №7 МБУ «Детский сад №116».
5. Вахтерова М. Б. – старший воспитатель МДОУ «Детский сад №116», руководитель проекта.
4. Ожидаемые результаты.
Дети Педагоги Родители Ресурсное обеспечение
1. Повышение уровня сформиро-ванности таких мыслительных умений и способностей, ко-торые позволяют легко усваивать новое (умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования);
2. Развитие речевых навыков (умения рассуждать, доказывать);
3. Подготовленность мышления дошкольников к усвоению математики;
4. Развитие интеллектуальных возможностей детей. 1. Повышение теоретического уровня и профессионализма;
2. Самореализация, личностный и профессиональный рост;
3. Внедрение форм работы с логическими блоками Дьенеша по развитию логического мышления дошкольников.
Заинтересованность проблемой развития логического мышления детей.
1. Пополнение предметно – развивающей среды группы развивающими играми.
2. Расширение наглядно – дидактического материала (изготовление новых схем и карточек с заданиями).
4. Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (август-октябрь 2017г.)
2 этап – деятельный (ноябрь 2017г. – апрель2018г.)
3 этап – оценочный (май 2018г.)
5. Мониторинг проекта.
Цель мониторинга – отслеживание результатов проекта.
Для проведения оценки эффективности работы мною были выбраны методики З. А. Михайловой, Т. Д. Рихтерман :
1. «Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины».
2. «Диагностика развития элементов логического мышления «Свободная классификация».
В исследовании принимали участие дети старшей группы МДОУ «Детский сад №163» в количестве 21 человека.
С учетом полученных сведений испытуемые распределены по уровням развития логического мышления, данные представлены в сравнительной таблице (табл. 1).
Уровень Сентябрь
2016г.
Май
2017г.
Абсолютный показатель Процентный показатель Абсолютный показатель Процентный показатель
Высокий 0 0 6 29
Средний 8 38 13 62
Низкий 13 62 2 9
6. Отчет о проделанной работе.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Мысленно я распределяю детей на три группы: «сильные», «слабые» и «средние» (по уровню владения приемами логического мышления). Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных»
Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.
Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.
Группа детей, с которыми я работаю первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.
Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.
Для этого создана хорошая развивающая среда, максимально отвечающая потребностям ребенка:
-организован уголок занимательной математики, где в достаточном количестве представлены комплекты логических блоков Дьенеша, а также карточки и схемы к ним;
-уголок дополнен другими развивающими играми и дидактическими материалами (палочки Х. Кюизенера, кубики «Хамелеон», «Сложи узор» и другими);
-разработан перспективный план работы на старшую и подготовительную к школе группы по данной тематике.
Мною были проведены семинары, на которых я познакомила педагогов с формами работы с использованием блоков Дьенеша, показала занятие с включением упражнений с блоками. Также педагоги приглашались в группу для ознакомления с организацией и методикой проведения игр и упражнений в блоке совместной деятельности педагога с детьми. Педагоги проявили большую заинтересованность данной проблемой. Я познакомила их с планом – схемой использования игр в совместной и самостоятельной деятельности и предложила использовать его в своей работе.
Проводились консультации – тренинги с родителями воспитанников по использованию логических блоков. Родители проявили живой интерес, приняли активное участие в изготовлении карточек и схем. Большинство родителей приобрели комплекты логических блоков Дьенеша себе домой для игр со своими детьми. Это свидетельствует о том, что они искренне заинтересовались моей работой.
Пожалуй, еще рано судить об изменении уровня психического развития в целом детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
а) Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, абстрагирования. Им понятно применение частицы отрицания «не», «и», «или».
б) Примерно половина детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
в) Дети делают заметные успехи по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого)
9. Литература
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - М. : ТЦ "Учитель", 2007.
2. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
3. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/ Под ред. А. А. Столяра. - М. :Просвещение,1991. -80 с.
4. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет. – М. : Новая школа,1996. – 288с.
5. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М. : Учитель, 2007.
6. Звонкин А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М. : МЦНМО, МИОО, 2006.
7. Кузнецова В. Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - Оникс-СПб, 2006.
8. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - М. : Детство-Пресс, 2007.
9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2010. -244 с.
10. Математика от трех до семи: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 176 с.
11. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Детство-Пресс, 2010. – 191 с.
12. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. - М. : АСТ, Слово, 2009.