Елена Рогожина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Й»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Познакомить с мягким согласным звуком «Й». Познакомить с печатным написанием буквы «Й». Учить читать стихотворение. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить с тем, что согласный звук «Й» всегда мягкий. Воспитывать интерес к чтению.
Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 36) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв, задание на листочках, цветные карандаши.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук и буква Й“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Методы и приемы: Рассматривание, отгадывание загадок, художественное слово, вопросы к детям, объяснение, самостоятельная работа детей, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. Итог.
Предварительная работа: Чтение слогов, составление предложений по предложенным схемам.
Ход занятия.
Организационный момент:
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
- Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?
- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
-Рома, произнеси гласные звуки.
-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
- Кирилл, назови согласные звуки.
-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
-Что мы знаем о согласных звуках (Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)
- Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)
-С каким новым звуком и буквой мы будем сегодня знакомиться, вы узнаете после того, как отгадаете загадки.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит … (воробей)
Есть цейлонский, есть зелёный
Есть цветочный – выбирай!
Хоть горячий, хоть студёный
С наслажденьем выпей. (чай)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручей)
Какой звук повторяется в этих отгадках? ([Й])
- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й) :
-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой)
-Когда мы чего-то испугались? (Ай)
-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)
-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)
-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)
-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)
-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)
-Птица, которая хорошо поёт? (канарейка)
-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)
-Морская белая птица? (чайка)
-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)
-Городской транспорт? (Троллейбус)
-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й?
- Согласна с вами - в середине и в конце слов.
Артикуляция и характеристика звука Й.
- Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?
- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)
- Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу).
- А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети закрывают ушки ладонями и произносят звук [й]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят - глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку).
- Послушай те меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).Объяснить детям, что звук «Й» - мягкий согласный звук, на схемах он всегда обозначается зеленым цветом.
Буква Й
Показать детям букву «Й» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
«Й» - как буква «И»,Но и совсем другая. Все потому, что у нееНад И есть запятая.
Работа с раздаточным материалом
- Ребята, найдите букву Й среди других букв в своих кассах.
- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Й). Дети пишут букву Й указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе.
Физминутка «Деревья»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
Игра «Живое слово», а остальные выкладывание слов за столом.
- Откройте кассы и найдите букву Й.
- Выложите слово мой (майка, сарай)
Чтение стихотворения. Фонетический разбор слов
Прочитайте стихотворение В. Бахревского.
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай:
Попугай!
Попугай!Попугай!
Назовите слова из текста, в которых есть буква «Й». (Попугай.)Кто такой попугай? (Птица.)
Что еще обозначает слово «попугай»? (Это когда кто-то хочет кого-то попугать.)Провести с детьми фонетический разбор слова «попугай»
Фонематический разбор
П-согласный, глухой, твёрдый
О-гласный
П-согласный, глухой, твёрдый
У-гласный
Г-согласный, звонкий, твёрдый
А-гласный
Й-огласный, звонкий, мягкий
-Возьмите листочки с заданием. Вам нужно написать названия предметов сначала буквами, а затем знаками.
Итог:
- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии.