МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Й»

Елена Рогожина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Й»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание : Познакомить с мягким согласным звуком «Й». Познакомить с печатным написанием буквы «Й». Учить читать стихотворение. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить с тем, что согласный звук «Й» всегда мягкий. Воспитывать интерес к чтению.

Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 36) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв, задание на листочках, цветные карандаши.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук и буква Й“» размещена в разделах

Методы и приемы: Рассматривание, отгадывание загадок, художественное слово, вопросы к детям, объяснение, самостоятельная работа детей, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. Итог.

Предварительная работа: Чтение слогов, составление предложений по предложенным схемам.

Ход занятия.

Организационный момент:

- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся,

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО, ребята!

– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!

- Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?

- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

-Рома, произнеси гласные звуки.

-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)

- Кирилл, назови согласные звуки.

-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)

-Что мы знаем о согласных звуках (Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)

- Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)

-С каким новым звуком и буквой мы будем сегодня знакомиться, вы узнаете после того, как отгадаете загадки.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслажденьем выпей. (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Какой звук повторяется в этих отгадках? ([Й])

- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й) :

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? (канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

-Городской транспорт? (Троллейбус)

-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й?

- Согласна с вами - в середине и в конце слов.

Артикуляция и характеристика звука Й.

- Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?

- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук(Согласный.)

- Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу).

- А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети закрывают ушки ладонями и произносят звук [й]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят - глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку).

- Послушай те меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).Объяснить детям, что звук «Й» - мягкий согласный звук, на схемах он всегда обозначается зеленым цветом.

Буква Й

Показать детям букву «Й» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.

«Й» - как буква «И»,Но и совсем другая. Все потому, что у нееНад И есть запятая.

Работа с раздаточным материалом

- Ребята, найдите букву Й среди других букв в своих кассах.

- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Й). Дети пишут букву Й указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе.

Физминутка «Деревья»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Игра «Живое слово», а остальные выкладывание слов за столом.

- Откройте кассы и найдите букву Й.

- Выложите слово мой (майка, сарай)

Чтение стихотворения. Фонетический разбор слов

Прочитайте стихотворение В. Бахревского.

Говорил попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай:

Попугай!

Попугай!Попугай!

Назовите слова из текста, в которых есть буква «Й». (Попугай.)Кто такой попугай? (Птица.)

Что еще обозначает слово «попугай»? (Это когда кто-то хочет кого-то попугать.)Провести с детьми фонетический разбор слова «попугай»

Фонематический разбор

П-согласный, глухой, твёрдый

О-гласный

П-согласный, глухой, твёрдый

У-гласный

Г-согласный, звонкий, твёрдый

А-гласный

Й-огласный, звонкий, мягкий

-Возьмите листочки с заданием. Вам нужно написать названия предметов сначала буквами, а затем знаками.

Итог:

- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?

- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква [л]» Цель: Познакомить с буквой Л. Задачи: -Знакомство с буквой «Л» ; -Закреплять звуки «Л» «ЛЬ», условным обозначением. -Выделять заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Й»
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 10:15
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Й»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рогожина (УИ 292329) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД