Елена Рогожина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф]-[Ф «]. Буква Ф. Чтение слогов, слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Познакомить детей с согласной буквой «Ф» и ее печатным написанием и звуком «ф-фь». Учить читать слоги и слова. Познакомить детей с мягкими согласными и их обозначением на схеме. Учить проводить фонетический разбор прочитанных слов. Продолжать формировать умение проводить фонетический разбор прочитанных слов, определять место звука в слове. Развивать у детей звуково - буквенный анализ. Воспитывать интерес к чтению.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [Ф]-[Ф „], Буква Ф, Чтение слогов, слов“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 20) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв, цветные карандаши.
Методы и приемы: Рассматривание, называние детьми букв, игровой прием, вопросы к детям, худ. слово, работа с раздаточным материалом; чтение слогов, индивидуальная помощь, итог.
Ход
Организационный момент:
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, но сначала давайте вспомним, что такое звук? - Какие бывают звуки?
- Назовите согласные звуки. Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
- Назовите гласные звуки. Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
- Что такое слог?
- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
- Пришла ещё одна буква Ф, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Ф и поможем ей найти своё место в домике.
– Произнесём вместе Ф. Скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
- А если встречается преграда, значит звук какой?
- А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква.
Показать детям букву «Ф» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Дедушка надел очки,
И смешно вдруг стало:
Он похож на букву Ф,
А я и не знала.
Работа с раздаточным материалом
- Ребята, найдите букву Ф среди других букв в своих кассах.
- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Ф). Дети пишут букву Ф указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.
- Букву мы с вами нашли, теперь предлагаю поселить ее в домик. «Ф» гласная или согласная?
- Правильно гласная, каким цветом ее домик?
Читаем слоги
- Ребята, гласные звуки хотят подружиться с согласной Ф.
Чтение слогов в слоговых домиках
- Одинаково ли звучат согласные? (Нет) Если после согласных пишется гласная «А,О,У, Ы, Э», то они звучат твердо, если пишется «Я,Ё,Е,И,Я» - мягко.
- Как обозначаются на схеме мягкий согласный звук? (Зеленым квадратом).
- Как обозначаются на схеме твердые согласные? (Синим квадратом.)
Выставляю лист 25.
- Прочитайте слова «флаг», «флот», «фонари», «филин», «лифт».
- Чем похожи и чем отличаются слова «флаг», «флот»? (Четыре буквы, один слог, согласные все одинаковые, отличаются только одной гласной буквой.)
Работа в тетради Чтение слов. Фонематический разбор
- Что изображено на картинке (Фонари)
- Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями.
- Какой первый звук в слове горох?
- Каким цветом закрасили? Почему? И т. д.
- Какой первый
Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка (садятся за столы)
Игровое упражнение «Самый внимательный» на дифференциацию звуков. слова : Фонарь, филин, фонтан, Филя, фартук, ферма, флаг, флот. Дети поднимают синюю или зеленую фишку для обозначения звуков Ф, Фь.
- Ребята, а теперь вы придумайте слова со звуков Ф, Фь
Схемы слов. (лист 25)
- Назовите предметы. (Фартук, телефон)
- Покажите схемы, соответствующие названию каждого предмета. Почему выбрали эти схемы? (В слове фартук две гласные, и в схеме два квадрата, звук «Ф» твердый и обозначен, синим квадратом)
Итог:
- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?
- Что мы знаем про предложение?
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук (Ф).