Галина Наконечная
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-Т, ДЬ-ТЬ. Учить писать печатными буквами Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д+10 гласных, с Т+10 гласных. Познакомить со звуками Д-ДЬ, Т-ТЬ. Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Темочки:
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Словарная работа: звук, буква, слог, ударение, гласный, согласный, твердый, мягкий.
Материал: демонстрационные картинки, фишки, рабочие тетради «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесниковой, схема слов, фишки.
Ход НОД
В гости приходит Незнайка.
Незнайка: Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей)
- Помогите мне отгадать загадки?
1. Задание «Отгадать загадки и обвести картинки с изображением отгадки»
- Золотая голова велика и тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка? … (Тыква)
- Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок? … (Дуб)
Педагог: Назовите предметы, которые обвели на картинках.
Дети: (Тыква, Дуб).
- Назовите первые звуки в этих словах?
Дети: (Д, Т).
Сравнительный анализ звуков Д - Т
(Звук Д – звонкий, Звук Т – глухой).
2. Задание «Место звука в словах»
Диван – Тигр (Звуки находятся вначале слова, они мягкие согласные, поэтому обозначаются зеленым квадратом).
Удочка – Ракета (Звуки находятся в середине слова, они твердые согласные, поэтому обозначаются синим квадратом).
Мёд – Кот (Звуки находятся в конце слова, они твердые согласные, поэтому обозначаются синим квадратом).
3. Задание «Слоговые домики»
(Чтение слогов в слоговом домике).
Педагог: Одинаково ли произносится звук -Д в словах?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно. Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы – он произносится как звук Д, а перед гласными Я, Е, Ё, И, Ю – как ДЬ).
4. Физминутка «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
5. Задание «Прочитай и запиши предложение знаками»
Педагог: Отгадайте мою загадку:
- Мягкие лапки,
На лапках цап-царапки? … (Кошка. Котенок)
Вопросы:
- Что умеет делать кошка (котенок? … (Ответы детей).
- Что любит кушать кошка (котенок? … (Ответы детей).
- Посмотрите на картинку и скажите, что делает котенок?
Котенок лакает молоко.
Вопрос:
- Как можно записать предложение, используя условные обозначения? (Ответы детей)
Педагог: Правильно, нарисовать три прямоугольника.
Вопросы:
- Сколько прямоугольников нарисовали? … (Три).
- Почему? … (В предложении три слова).
- Назовите 1-е слово, 2-е слово, 3-е слово в предложении.
Определить ударный слог и ударный гласный звук в каждом слове и обозначить значком ударение.
Итог:
Вопросы:
- С какими буквами и звуками мы сегодня познакомились? … (Д – ДЬ)
- Где могут находится, звуки в слове? … (В начале слова, в середине слова и в конце).
- Звук – Д, какой? … (Звонкий). Звук – Т, какой? … (Глухой).
- Кому мы помогали отгадывать загадки? … (Незнайке).