Татьяна Чижкова
«В мире стекла». Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию «В мире стекла»
в средней группе детского сада.
Цель:
познакомить с материалом «стекло»
Задачи:
- помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое, издает звуки разной тональности) ;
- закреплять понятия «рукотворный» и «природный мир»;
- активизировать речь, пополнить словарный запас детей;
- способствовать развитию любознательности;
- воспитывать бережное отношение к предметам.
Материалы и оборудование:
стеклянные предметы из лаборатории, палочки для проверки звонкости, вода.
Ход занятия:
В группе стоит стол, на столе находятся стеклянные предметы накрытые салфеткой.
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу.
- Ребята что-то у меня на столе спрятано. Хотите посмотреть?
Отгадайте загадки.
Отгадывание загадок.
[/i]
Прозрачное, воды не боюсь.
А ударь- разобьюсь (стекло)
Не влетят в наш домик мошки,
И тепло нам, и светло.
Очень прочное в окошке
И прозрачное….(стекло)
Воспитатель снимает салфетку.
-Из чего сделаны все эти предметы? (стекло)
- А значит все эти предметы какие? (стеклянные)
- Итак, ребята, сегодня мы с вами будем изучать материал «стекло», выявлять его свойства и узнаем ещё много чего интересного о нём.
Опыт 1.
Кладу небольшой предмет в стакан.
- Посмотрите, я положила предмет в стакан. Вы его видите? А почему?
Делаем вывод: стекло- прозрачное.
Опыт 2.
Показываю предметы из прозрачного стекла и цветного.
-Рассмотрите эти предметы. Что вы можете сказать об этих стеклянных предметах? Какие различия вы заметили?
Делаем вывод: стекло бывает прозрачное, а бывает цветное.
А зачем люди придумали цветное стекло? (для красоты посуды и др. предметов)
Опыт 3.
Раздаю детям стеклянные камешки.
- Потрогайте эти камешки. Какие они? (гладкие, холодные, нет запаха и вкуса)
Опыт 4.
Наливаем воду в стакан.
- Ребята, посмотрите, вода не пропускает воду. Подумайте и скажите, как можно назвать это свойство стекла? (водонепроницаемость)
- Ребята, стекло может быть разной толщины. Для витрин и окон нужно толстое стекло. А для бокалов, ваз, лампочек- тонкое. А есть специальные стеклянные формы для приготовления пищи в духовке! Такое стекло выдерживает температуру больше 200 градусов! Такая посуда называется «жаропрочная», она не боится жара. Как думаете, для такой посуды нужно тонкое стекло или толстое? (конечно, толстое)
Физ. минутка:
Вот большой стеклянный чайник (одна рука на поясе, другая - носик, в сторону)
Очень важный, как начальник (надули живот и щёки)
Вот стеклянные чашки (опускаем одну руку вниз, другая на поясе)
Очень хрупкие – бедняжки (качаем головой)
Вот стеклянные блюдца, (кружимся)
Только стукни (хлопок) - разобьются.
Вот стеклянный поднос, (широко развести руки в стороны)
Он посуду нам принёс (поклониться)
- Итак, ребята, в этом стихотворении была подсказка про ещё одно свойство стекла. Кто обратил внимание, что там сказано про чашки - бедняжки? Какие они?- хрупкие. Что значит хрупкие? (ответы детей)
Да, действительно, стекло очень легко разбить, поэтому когда в посылке пересылают стекло, его очень надёжно обматывают специальной плёнкой, а на коробке пишут «Осторожно, хрупкое стекло».
- Ребята, а если вы разбили стеклянный предмет, что Вы будете делать? (не собирать самим - можно порезаться. Нужно сообщить взрослым, а они уже уберут разбитое стекло с помощью совка и веника.
-Ребята, я хотела проверить ещё кое-что, для этого мне понадобится палочка. Я хочу узнать, издаёт ли стекло звук?. Теперь, когда мы наем, что оно хрупкое, делаем это осторожно. Послушайте (бью по стакану, что можно сказать о звуке? –звонкий, звенящий. Люди так и говорят: звон бокалов.
А теперь попробуем по очереди постучать по разным предметам из стекла и сравним их по звучанию. Дети по очереди стучат палочками по стеклянным предметам.

- Ну а на последок предлагаю попробовать отгадать загадки про стеклянные предметы:
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять. (градусник)
Для питья он предназначен,
Хрупок, из стекла, прозрачен,
Можно сок в него налить,
С удовольствием попить,
Воду можно из-под крана.
Нет нужней чего? (стакана)
На окошке — пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (аквариум)
Красивый и праздничный этот сосуд.
И если в квартиру цветы принесут,
То тут же обрежут и сразу
Поставят заботливо в … (вазу).
Снег идет, а мне тепло.
Дождик льет, а мне смешно.
Ведь смотрю я сквозь стекло
В обыкновенное… (окно)
Ребята, а кто мне назовет предметы из стекла, которые находятся у нас в группе? Дети называют.
Рефлексия
- Ну вот, наше занятие подходит к концу. Скажите, пожалуйста, какой материал мы сегодня изучали? (стекло)
- Что мы про него узнали? (оно не имеет вкуса, запаха, холодное, гладкое, прозрачное, хрупкое, разное по цвету и толщине, звонкое, водонепроницаемое)
- Как нужно обращаться со стеклом и почему?
-Спасибо, что были такими активными, наше занятие окончено.