Получи документы

Многосенсорное восприятие как основа познавательного развития детей с учётом индивидуальных потребностей

Светлана Коробова
Многосенсорное восприятие как основа познавательного развития детей с учётом индивидуальных потребностей
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок – активный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Публикация «Многосенсорное восприятие как основа познавательного развития детей с учётом индивидуальных потребностей» размещена в разделах

В настоящее время значительное число детей старшего дошкольного возраста имеют проблемы в развитии познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Для того чтобы ребенок с такими особенностями мог быть успешным, ему необходимо своевременное оказание психолого-педагогической помощи. Высшие психические функции ребенка в дошкольном возрасте обладают свойствами «подвижности» и «пластичности», поэтому коррекция в этот период создает благоприятные условия для профилактики вторичных нарушений, которые в дальнейшем могут осложнять обучение и воспитание ребенка

Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, является игровая деятельность. Именно поэтому развивающая работа педагога должна быть организована в игровой форме.

Комплект Пертра - интересное пособие для проведения развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу со стажем или начинающему педагогу решать множество задач развития ребенка : его органов чувств, познавательных и психических процессов, коррекцию его личностных проблем. При выполнении всех заданий идет работа по развитию мелкой моторики рук, развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения, целенаправленности деятельности, умения договориться во время игры. Формирование умений и навыков общения в процессе игры способствует развитию произвольности общения, формированию активной позиции в коллективе детей.

Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. C развитием тактильного восприятия ребенка, с приучением его к исследовательской деятельности, обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.

Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи.

Развитие тактильного восприятия напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляции c разнообразными по форме деталями. Такая работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.

Работа с любым набором игровых средств игрового комплекта "Пертра" должна начинаться с исследования каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин - рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.

Анализируя содержимое игрового комплекта «Пертра» и функциональной возможности вариативности игровых наборов, мной были составлены календарно-тематические планы, разработаны конспекты совместной деятельности с детьми. Вся работа проводится во второй половине дня, в малых подгруппах, парах или индивидуально.

Основные формы работы в соответствии с ведущей деятельностью данного возрастного периода – игры и упражнения, объединенные одной тематикой и составляющие цикл игр. Каждый раз совместная деятельность педагога с детьми характеризуется смысловой законченностью, взаимосвязанностью начала и окончания, что позволяет подводить итоги встречи, обращать внимание на собственные результаты и достижения. Развивающие игры для дошкольников во время совместной деятельности включают в себя работу, направленную на развитие общей и мелкой моторики; формирование представлений о собственном теле, о расположении объектов по отношению к нему; развитие воображения, внимания, памяти и мышления; формирование целостного образа предметов; обучение согласовывать свои действия с действиями других.

Очень важный этап работы — сравнивание фигур по размеру, форме, цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой классификации (например, по цвету, постепенно усложняя условия отбора (сочетание нескольких признаков у одной фигуры).

В игровом наборе «Discrimination» содержатся бусины, колечки, цилиндры и шарики, разных цветов и размеров. В зависимости от возрастных и индивидуальных способностей детей, им предлагаются разнообразные задания:

«Простая классификация» Ребёнку предлагают разложить бусины в разные коробочки (контейнеры). Можно нанизывать их на стержни, верё вочки: по цвету, по форме, по размеру.

«Собери бусы». Детям предлагают собрать бусы по образцу, по словесной инструкции, по собственному замыслу.

«Выше-ниже, больше-меньше». Развитие восприятие величины. Необходимо построить домики, воротики. Ребёнку предлагается подобрать игрушки, которые могут пройти, проехать через них.

Игровой набор «Klassifikation» способствует развитию восприятия цвета и умения определять основные цвета, восприятия формы и умения определять основные геометрические формы, восприятия величины, внимания, мышления (анализ и классификация). Детям предлагаются следующие игровые задания: «Классификация», «Классификация по отрицанию», «Найди и исправь ошибку», «четвёртый лишний», «Составь фигуру» и т. д.

Ребята участвуют в процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок», это способствует прохождению через все этапы развития графомоторики : крупную и мелкую координации движений и выработку автоматических навыков письма. Для этого используются детали игрового набора «Grafomotorik» («Графомоторика») – в младшем возрасте педагог выкладывает дорожку для шарика, а ребёнку предлагается провести шарик (машинку) по дорожке с помощью палочки, не касаясь рукой. С возрастом задания усложняются и к подготовительной группе дети сами выкладывают дорожки по образцу или по собственному замыслу для машинок или человечков. Дорожки могут быть, как одинаковыми, так и различными. Педагог даё т задание: провести одновременно двумя руками машинки по двум дорожкам снизу вверх или сверху вниз; провести одной рукой снизу верх, а другой сверху вниз по рядом расположенным дорожкам.

С помощью игрового набора «Математика» дети развивают умение конструировать по точкам координатной сетки, «вышивать» контур с помощью графического диктанта, составлять код к придуманным и выложенным контурам.

Игровой набор «Relation», направленный на развитие пространственного восприятия очень нравится ребятам, так как с помощью «волшебных верёвочек» они могут выкладывать узоры на доске-основе по образцу, по собственному замыслу. Дети учатся создавать лабиринты и обыгрывать их. У детей развивается умение конструировать вторую половину симметричного контура, делить целое на определённое количество равных и неравных частей, понимать пространственные отношения.

По промежуточным результатам работы можно говорить о том, что в начале года большинство детей не владеют умением выполнять точные действия, ловкие движения с деталями, которые не должны упасть, однако, при достаточной помощи взрослого к концу учебного года большинство детей овладели данным навыком. В течение года проводилась работа по развитию умения соотносить предметы зрительно и с помощью практических действий, работа по формированию представления о симметрии и отработка навыка создания симметричных узоров. Ребята научились вести беседу, сотрудничать в совместной деятельности, у большинства сформировано умение принимать варианты других, позитивно их оценивать, воздерживаться от отрицательных оценок, оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях.

Для улучшения показателей необходима целенаправленная планомерная работа по развитию универсальных учебных действий воспитанников.

В процессе совместной деятельности педагога с детьми с данным игровым комплектом» проводилась планомерная работа по преодолению трудностей. Занятия проводились с постоянной сменой видов деятельности, в игровой форме с доброжелательным отношением к детям.

В дальнейшей работе, в соответствии с основным содержанием календарно-тематического планирования «Игровой комплект Пертра», планируется работа по формированию тактильных и кинестетических ощущений, обострения внимания, улучшения зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи. Способствовать повышению познавательной активности воспитанников.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей В нашем детском саду когда-то был действующий бассейн, но, к сожалению, внутренняя его часть стала аварийной и в данный момент используется.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Конспект образовательной деятельности с элементами познавательного развития для детей средней группы «В гостях у Жихарки»Конспект образовательной деятельности с элементами познавательного развития для детей средней группы «В гостях у Жихарки» Предметные задачи: знакомить детей с опасными ситуациями, возникающими дома, учить правилам обращения некоторыми предметами домашнего обихода:.

Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группыПерспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы. СЕНТЯБРЬ 1-2 занятие – мониторинг. 3. Занятие Т. И. Гризик.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многосенсорное восприятие как основа познавательного развития детей с учётом индивидуальных потребностей
Опубликовано: 17 марта 2020 в 12:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Многосенсорное восприятие как основа познавательного развития детей с учётом индивидуальных потребностей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Коробова (УИ 1250225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД