Татьяна Хомягина
Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной психологии, ведь психолог работает с личностью? Для ответа на этот вопрос, я проанализировала категориальный аппарат социальной психологии и сопоставила с собственным опытом в работе - в сфере дошкольного образования.
Публикация «Эссе „Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – существование класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь с помощью объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.
Именно этот факт указывает на особенность и необходимость изучения социальной психологии будущим психологам.
Сегодня практикующий психолог все больше получает запросов из области образовательного процесса, различных сфер воспитания, системы массовой информации, различных факторов воздействия социума на личность.
Социальная психология занимается изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Очевидно, что во всех процессах деятельности психолога в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Социальная психология - это наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.
Исходя из личного опыта, я могу отметить, что психолог в образовании строит свою деятельность в контингенте людей, группе, той же самой общности. Вся деятельность сосредоточена на воспитании личности, здорового общества. Руководствуясь полученными знаниями в процессе изучения социальной психологии, он сможет реализовать свой профессиональный потенциал, самовыразиться и эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.
Для чего же психологу нужна социальная психология и какова ее роль в профессиональном становлении и личностном развитии? Именно сейчас я хочу попытаться объяснить необходимость социальной психологии и определить для себя ее значимую роль.
Известно, что в последние годы повсеместно на смену эйфории, связанной с радужными надеждами на научно-технический прогресс и господствовавший в мире многие десятилетия, пришло реалистическое видение тех воздействий, которые научно-технический прогресс оказывает на жизнь человека и всего общества.
Социальная психология получила широкое развитие в обществе, в таких отраслях общественной жизни, как промышленное производство (с попытками создания здесь социально-психологической службы, деятельность СМИ, школа (с утверждением должности «школьного психолога», выполняющего преимущественно социально-психологическую работу). Судьба этой области социальной психологии в дальнейшем значительно изменяется, отчасти в связи с дальнейшей специализацией и отпочкованием, так называемой практической социальной психологии (экспертиза, консультирование, тренинг).
Психолог, работающий в образовании должен знать специфику и особенность группы, детского коллектива, лишь учитывая происходящие межличностные конфликты, внутригрупповые отношения сможет правильно построить программу для активной деятельности. Знания получение при изучении социальной психологии будут способствовать формированию положительных и активных качеств, для психолога.
Не случайно в условиях радикальных преобразований школы, связанных с изменениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба. Как и во многих других странах, основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое другое. Однако среди множества проблем и задач, которые приходится решать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок собственно социально-психологических проблем.
В области психологического просвещения учителей и родителей психолог концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида деятельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно сложно, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие.
Изучение основ социальной психологии поможет психологу продуктивно построить свою деятельность. Зная особенности коллектива и учитывая многоконфликтность в кадровом составе современного образования, психологу не трудно будет избежать конфликтных ситуаций.
Социальная психология, как наука учит способам коммуникации в социуме, для профессионального становления психолога, общение – один из факторов, от которого зависит степень профессионализма и личностного роста.
Несомненно, самые ярко - выраженные индивидуальности, попадая в педагогический коллектив, несколько изменяют свое поведение и психологию. Все слышали выражение: стадное чувство. Чаще всего, оно применяется в негативном ключе. Но, как ни прискорбно, ему подвержены практически все. Кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Противостоять толпе или коллективу, кому как больше нравится, сложно, а в большинстве случаев – невозможно.
Применение знаний, полученных при изучении социальной психологии необходимо психологу для составления коррекционных и реабилитационных программ. Я считаю, что основная задача психолога – помочь потенциальному клиенту, в нашем случае участнику образовательного процесса вникнуть в социальную жизнь и реализовать свои возможности, а также потребности.
Психолог в образовании работает не только с детьми, но и со всеми субъектами педагогического процесса. Основная деятельность работы психолога с педагогическим коллективом заключается в формировании положительной атмосферы, гармоничных взаимоотношений. Ведь от климата в коллективе зависит продуктивность воспитательного и образовательного процесса. Зная особенности и способы работы в коллективе, психолог сможет применить полученные знания для плодотворной работы.
Каждый психолог должен заниматься самообразованием, если посмотреть на изучение социальной психологии в этой рамке, то мне кажется, успешность в профессиональной жизни психологу гарантирована. Не останавливаясь на полученных уже знаниях, психолог занимаясь самообразованием сможет активно вникать в социальную жизнь, что поможет ему в личностном и профессиональном росте.
Хорошая работа психолога может, как помочь продвижению новых идей, так и на корню их загубить. Другое дело, пойдет ли это на пользу обществу или приведет его к полному краху. Тот, кто сможет управлять общностями людей, тот и будет владеть миром. Но это глобальные проблемы. А в обычной жизни, знание психологии коллектива и определение понятия социальная психология групп – прекрасное подспорье для руководителя любого ранга. Ведь для того, чтобы коллектив хорошо функционировал, поощрения и наказания играют большую роль, но не единственную. Человека можно мотивировать многими способами. Причем, они сильно различаются, когда речь идет об индивидуумах и группах.
Круг обязанностей психолога в образовании — консультирование, оказание помощи группам и их лидерам, участие в помощи нуждающимся. Для полноценного профессионального становления необходимо проводить мероприятия, работать с группами, общностями. Необходимо убрать личные барьеры, научится активной коммуникации.
Спустя несколько лет активной деятельности, у психолога сформируются такие навыки, которые будут способствовать только личностному развитию. Социальная психология учит будущего профессионала, что, если столкнуться с какой - нибудь профессиональной или личностной проблемой, то необходимо начинать с себя, нужно начать с того, чтобы вести себя по-другому.
Таким образом, российское современное общество проходит полосу глубоких перемен. Страна переживает переходный период, образование с каждым днем приобретает новый вид, происходят глобальные изменение и реформы. А для переходных состояний характерно наличие элементов старого (прежних учреждений, законов, традиций, привычек и т. д.) и элементов нового (зарождающихся новых организаций, правовых норм, отношений и т. д.). Меняется современное общество, меняется и человек. Поэтому психолог должен выступать в роли наставника, советчика, дабы не дать человеку, маленькой личности потерять себя среди толпы. Социальная психология исследует личность в группе, где она занимает роли лидера или аутсайдера, где проявляются типичные для данной группы ценности, формы поведения, соответствующие или не соответствующие социальным нормам в жизни современного общества. Психологу для профессионального становления и личностного развития необходимо владеть знаниями в области социальной психологии. Во – первых, зная происходящие механизмы в коллективе психолог сможет предотвратить негативные ситуации. Во – вторых, основная цель психолога в образовании – развитие всесторонне - развитой личности. То есть психолог должен научить ребенка взаимодействовать с социумом, снять внутри - личностные зажимы.
Поэтому роль социальной психологии уже на первом этапе изучения рассчитана на то, чтобы дать систематическое изложение социальной психологии, показать значение социальной психологии для понимания и решения конкретных проблем развития общества, обогатить молодого специалиста знанием основных закономерностей личностного самовоспитания.
Подводя итог работы хочу отметить, что каждый профессиональный педагог должен заниматься самообразованием и расширять кругозор. Изучение социальной психологии – необходимое условие для психолога, работающего в коллективе и с коллективом. Психолог должен владеть основным понятийным аппаратом социальной психологии для успешной и продуктивной деятельности. Эти знания должны быть базой для становления психолога как профессионала.