Наталья Украинская
Консультация для педагогов «Современные дидактические пособия как средство патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы патриотического воспитания.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает тогда, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Изучив методическую литературу, познакомившись с опытом других педагогов в периодической печати, сети Интернет, пришла к выводу, что эффективным средством формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста являются дидактические игры и пособия.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. У дошкольников слабо развит интерес к народному творчеству, недостаточно сформированное представление дошкольников о малой родине, красоте природы родного края.
Считаю необходимым использовать современные дидактические пособия, как одну из активных форм работы по данному направлению, т. к. через игру прививается уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.
Дидактические пособия имеют огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника, повышает эффективность педагогического процесса. Они способствуют развитию чувств, эмоциональной восприимчивости детей, памяти, образного мышления, обогащает речь детей. Чтобы знания, полученные на занятиях, были прочными, необходимо постоянно, ежедневно закреплять их.
Развивающих игр много, но в педагогической работе необходимо выбирать те, которые привлекают внимание дошкольников. Всем известно, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В таких играх есть душа и любовь к своему делу, и в результате они получаются красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.
«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
«Додекаэдр» - это правильный многогранник, составленный из двенадцати правильных пятиугольников. «Додекаэдр» знакомит детей с символами России, воспитывает патриотизм, чувство уважения, гордости за свою Родину.
Альбомы на липучках – это прекрасный вариант для развития познавательных интересов дошкольников. Ненавязчивое и интересное обучение поможет детям быстрее познавать мир, способствует развитию социальных навыков. Яркий альбом будет полезным и интересным «другом» для детей.
Альбом на липучках «Русский быт». Это дидактическое пособие поможет детям наглядно познакомиться и изучить предметы русского быта - самовар, русскую печь, чугунок, прялку, колыбель, ведро, кувшин, балалайку, лапти, блины, баранки, пироги, национальную одежду.
Альбом на липучках «Наша родина-Россия» - отличный вариант для развития познавательного интереса детей, обогащения и закрепления знаний о родной стране.
Красочные страницы с дидактическими играми в сочетании с элементами на липучках привлекут внимание детей и повысят интерес к данному пособию.
«Игры с фонариком» в работе позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.
Лэпбуки – эта тематическая папка, которая даёт возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме. Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного материала. Можно выбрать задания под силу каждому. Данная форма работы доступна и может широко использоваться в образовательной деятельности.
Макеты-ширмы имеют огромное значение для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природных богатствах родного края, знакомятся с народными промыслами, символикой государства.
Макеты - ширмы могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме, активизация лексического словаря, развитие монологической и связной речи, развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, формирование навыков сочинительства, развитие общей и мелкой моторики рук, формирование творческих способностей, воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
Уникальным средством развития ребёнка является использование мини - маркеров в образовательной деятельности дошкольников. У детей быстрее формируется произвольное поведение, развивается воображение, инициативность, повышается любознательность и интерес. В играх с мини - маркерами дети развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, развивается мотивация речевого общения, формируется связная речь.
Стендбук — это своеобразный информационный стенд, который используется в детском саду в качестве развивающего элемента по темам образовательных областей. С помощью стенбука дети составляют рассказы по картинкам, что способствует развитию речи. Все знания, которые дошкольники получают при взаимодействии со стенбуком, тесно связаны с программным материалом. Они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях.
Вертушки - эффективный инструмент познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития. Вертушка - головоломка - игра состоит из нескольких кругов разного диаметра, которые накладываются друг на друга и вращаются относительно друг друга. Задача ребенка – повернуть круги так, чтобы сложились картинки и назвать предмет, который изображен на вертушке. Далее с ребенком можно провести беседу по картинке.
Дидактическое пособие по познавательному развитию – коробочка - раскладушка «Любимая Россия». В ходе работы с данным пособием ребята изучают темы как знания о негосударственных символах Российской Федерации, из каких элементов состоял русский национальный костюм. Кто стоит во главе государства. Закрепляют знания о государственных символах Российской Федерации. Что Россия – многонациональная страна. Главный город страны называется столицей. Столица России — Москва. Красная площадь считается главной достопримечательностью столицы. Также ребята знакомятся с русскими народными промыслами. Детям зачитываются патриотические стихи про Россию. В самой маленькой коробочке – сюрпризный момент. Детям предлагается сделать оригами в виде негосударственного символа Российской Федерации — медведя.
Дидактические пособия успешно используется детьми в повседневной жизни. Эти пособия актуальны и очень эффективны. У дошкольников повышается познавательная активность, легче усваивается информация представленная педагогом. Данная практика возможна для применения в разных возрастных группах, что является эффективным методом для накопления и разнообразия полученных знаний и навыков
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.