Ольга Мамонова
«Воронежский заповедник». Конспект занятия в форме виртуальной экскурсии ко Дню заповедников и национальных парков
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
продолжать знакомить детей с природой родного края; углубить знания детей о природоохранном значении заповедников; воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
Материал и оборудование:
компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран.
Ход занятия
1. Организационный момент, вступление.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! 11 января отмечается День заповедников и национальных парков. И сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в Воронежский заповедник. Слышали ли вы когда-нибудь про такое место? Посещали? Как вы понимаете, что такое заповедник? (Ответы детей.)
2. Основная часть.
Педагог: Заповедник - это охраняемая территория. Вход на эту территорию обычным людям запрещен. Здесь нельзя собирать ягоды и грибы, срывать цветы на букеты, и конечно, охотиться на животных. Заходить в заповедную зону могут только ученые, которые наблюдают за природой, и инспекторы, которые охраняют заповедник от непослушных людей и следят за порядком. Здесь все должно развиваться без влияния людей.
Заповедники создают не просто так. Значит, эта территория необычная. Возможно, там сохранились животные или растения, очень редкие или даже совсем исчезающие из нашей области или страны или всей планеты в целом.
Воронежский заповедник был создан в далёком 1923 году для охраны небольшой сохранившейся популяции речного бобра на реке Усмань и Ивица.
Дело в том, что благодаря этим животным и был создан Воронежский заповедник. Так как бобр к тому времени стал очень редким из-за охоты людей на него. Поэтому, места, где еще сохранились бобры стали охранять. В 2023 году Воронежскому заповеднику исполнилось 100 лет!
Воронежский заповедник включает в себя такие природные комплексы, как болота, дубравы, пойменные леса.
В Воронежском заповеднике уже более 80 лет существует замечательный музей природы. На двух этажах экспозиции расположились великолепные диорамы, своеобразные зарисовки уголков природы заповедного бора. Художникам, дизайнерам и мастерам по изготовлению чучел удалось создать действительно живые картинки из жизни леса.
Музей постоянно обновляется, в экспозициях появляются новые элементы, при этом первоначальная гармония все время сохраняется, давая возможность посетителям заглянуть в тайную жизнь заповедного леса.
Заповедник - научно-исследовательская лаборатория в природе. Здесь ученые биологи изучают ход развития природных процессов без вмешательства человека.
На большую часть территории доступ запрещен. Но для того, чтобы дать возможность прикоснуться к миру заповедной природы, узнать, как он устроен и как его беречь, в заповеднике созданы специальные экологические тропы.
Одна из них «Черепахинская». Название связано с былым обилием черепах, выходивших из болотистой поймы Усманки на сухие песчаные дюны, чтобы отложить в горячий песок яйца и продолжить свой черепаший род.
Тропа состоит из двух маршрутов протяженностью 4,5 и 1,5 километров, на которых представлены все основные местообитания Усманского бора.
Приезжая в заповедник, ожидаешь встречи с чем-то особенным. И здесь действительно вас ждет встреча с вековым, овеянным легендами, сказочным лесом, тем самым «где на неведомых дорожках, следы невиданных зверей…».
В оформлении экологической тропы «Заповедная сказка»использованные известные всем с детства мотивы русских сказок. А на берегах небольшого пруда дети с глубоким интересом исследуют загадочный подводный мир с его рыбками, головастиками, стрекозами, ужами и лягушками. Множество птиц прилетают сюда на водопой, а обаятельные заповедные белки, неустанно скачущие по стволам и дорожкам, никого не оставят равнодушным.
Дидактическая игра «Правила поведения в природе»
Ребята формулируют правила поведения на природе, опираясь на картинки.
Воронежский заповедник провел огромную работу по восстановлению численности бобра в нашей стране. Еще в 1932 году здесь был создан первый в мире экспериментальный бобровый питомник, который работает и сегодня. В последнее время часть его помещений был перестроены под экотуристические объекты, одним из которых является уникальный бобронариум - большой аквариум, где живет семья бобров.
Зал «Времена года» в здании бобронариума позволяет гостям заповедника посмотреть фильмы о бобрах со всего мира, сфотографироваться, купить на память сувениры и немного отдохнуть. Дети с большим интересом исследуют потаенные уголки, где можно увидеть затаившегося за деревом волка или сидящего на берегу Усманки орлана-белохвоста.
Педагог: Бобр речной - самый крупный грызун России, в мире уступает лишь капибаре (водосвинка, так ее называют).
Излюбленное место для поселения бобров - тихие лесные речки и ручьи.
Бобр легко и плавно плавает в воде. В этом ему помогают обтекаемое тело, перепонки на лапах между пальцами (как у утки) и хвост, который служит рулем.
Им же, в момент опасности, бобры громко бьют по воде, подавая, таким образом, сигнал свои сородичам.
(Предложить всем закрыть глаза. Спросить: видят ли они что-нибудь? Нет. )
А бобр видит, потому что у него подвижное прозрачное веко.
Задерживать дыхание бобр под водой может на целых 15 минут.
Чтобы не замерзать в холодной воде, у бобра теплая шубка. Мех его густой и плотный. Вместе они защищают шубку от промокания, а тело от переохлаждения.
Как только бобров не называют: и бобр-строитель и лесоруб - за его мастерство подваливать деревья и строить удивительные сооружения. А это благодаря его крепким и острым передним зубам (резцам).
Растут резцы всю жизнь, в сутки почти на 1 мм. Бобр должен постоянно их стачивать, когда подгрызает деревья или, когда спит, перетирает зубки между собой. «Инструмент» должен быть всегда заточен, если они перерастут, то животное не сможет питаться, и погибнет.
А для чего же бобру надо валить деревья?
Во-первых, это его пища. Бобр растительноядное животное. Поедает кору деревьев (и их побеги (осина, вяз, ива); разные травы, растущие около водоемов: крапива, рогоз, калужница болотная, таволга, сныть; водные растения, например, белая кувшинка чилим.
Во-вторых, это материал для строительства. У каждого животного есть свое жилище. У бобра оно называется хатка. Это сложенные между собой брусочки, ветки деревьев, скрепленные илом. Вход в домик располагается - под водой. Таким образом, грызун защищается от непрошенных гостей - его врагов, например, волка или собаки.
Чтобы вход в хатку был под водой, уровень воды в реке или ручье должен быть высокий, для этого бобр строит запруды - плотины, из тех же подваленных деревьев и веточек.
Бобры - животные семейные. Живут большой семьей: родители бобры и их бобрят. В 2-3 года бобрята становятся взрослыми и отправляются на поиски свободной территории, где смогут построить свое жилище и создать семью.
Конечно, бобры в заповеднике не одни живут на реке. У них много соседей. Например, рыбы: карась, красноперка, хищница щука, которым очень нравится и жить в его запрудах, особенно летом, когда от жары реки и ручьи пересыхают.
Околоводные виды птиц: утка кряква, построившая гнездо в камышах; осторожная цапля, стоящая неподвижно и выжидающая добычу – проплывающую рыбу или лягушку. Норка, пробегающая по берегу, тоже не прочь отведать рыбку.
Как и бобр без воды не может прожить такое животное, как выдра, ондатра.
Некоторые животные даже подселяются к бобру в хатку, например, выхухоль и абсолютно комфортно друг друга себя чувствуют.
На свежие листья и кору, сваленных бобров деревьев, часто заглядывают перекусить олени, лоси или зайцы.
Вот и познакомились с животным миром Воронежского заповедника, узнали много интересной информации о бобрах!
Дидактическая игра «Съедобное-несъедобное»
Педагог демонстрирует съедобные объекты: яблоко, сахарная свекла, веточка осины, сухой корм для животных, рыба.
Ребята должны похлопать в ладоши, если бобр это ест, по коленочкам постучать - если нет.
3. Рефлексия.
Педагог: Ребята, на сегодняшнем занятии мы совершили экскурсия в Воронежский заповедник. Узнали много интересного об истории заповедника, его обитателях бобрах. Вспомнили правила поведения в природе. Желаю всем посетить этот уникальный уголок природы!