МААМ-картинки

Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Татьяна Максачук
Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР, обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии.

Публикация «Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:

• с несформированностью возрастных форм общения :

• с неразвитостью структурных компонентов общения;

• с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том. что самостоятельно, без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.

Преодолеть эти трудности можно при условии разработки и внедрения в деятельность дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование у детей социально- коммуникативных навыков, а также обучения педагогов и родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком.

Для детей с ЗПР характерен более низкий уровень владения социально-коммуникативными навыками в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Дошкольники не используют в своей речи оценочных суждений, не стремятся согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. По функции это чаще всего обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребёнка; по содержанию высказывания простые, не связанные между собой.

Недостаточность владения внеситуативными формами общения выражается в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, в несформированности речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в

контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствует полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми.

Недостаточной является и познавательная функция речи. Без специальных воздействий коррекционного плана речь не становится у них инструментом мыслительной деятельности, в ней слабо отражается собственный эмоциональный, бытовой, игровой и познавательный опыт ребёнка, представления слабо актуализируются по слову. Связь между действием, образами и словом возникает лишь в условиях специально организованного коррекционного обучения.

Исходя из положения, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общение, вся работа в этом направлении должна обеспечить три составляющие деятельности - мотивационную (почему ребёнок должен говорить, целевую (зачем он должен) и исполнительскую.

Основной задачей первого этапа является создание речевой среды, пробуждение у ребёнка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку, развитие предметных и предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов и т. д.

На втором этапе основной акцент делается на усвоение ребёнком средств общения (речевых и внеречевых) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности. На всех занятиях поддерживается и поощряется речевая активность детей. При этом идёт большая работа по развитию восприятия выразительных движений и естественных жестов. особое внимание привлекается к мимике, к развитию понимания эмоциональных состояний человека.

На третьем этапе основная задача заключается в обучении детей рассказыванию. Для закрепления представлений о временной и причинной последовательности сюжета на этом же занятии проводится рисование простым карандашом, схематично, с делением полоски бумаги на число смысловых отрезков.

Таким образом, коррекционная работа по развитию речи и коммуникативного поведения осуществляется но следующим направлениям:

7. В повседневной жизни, в процессе живого общения с ребёнком по поводу его бытовых, игровых и познавательных интересов (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний).

8. В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр (активизация речевых средств, освоение различных типов коммуникативных высказываний, в том числе с отрицанием).

9. На занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову).

К). На занятиях по развитию речи (все виды и формы речи, построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций.

11. В ходе формирования элементарных математических представлений, физического и музыкального воспитания.

12. В процессе индивидуальной коррекционной работы (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха и далее в соответствии с индивидуальной коррекционной программой).

Публикации по теме:

Игровой тренинг «Волшебное путешествие» для развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников В тренинге может участвовать группа детей 5 – 7 летнего возраста (не более 10 чел., как мальчиков, так и девочек) желательно одного возраста,.

«Мир цветов». Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников» Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников» Тема занятия: «Мир цветов» Задачи. Учить навыкам пользования самостоятельной.

Методические рекомендации для воспитателей по формированию внеситуативно-деловой формы общения у старших дошкольников Пояснительная записка. Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных организаций. Цель – помочь педагогам в работе,.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 1» поселка Палатка Юбилейная ул., д. 16а, п. Палатка, Хасынский.

Методические рекомендации по проектированию Рппс для педагогов групп компенсирующей направленности детей с ЗПР В нашем детском саду функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Они предназначены.

Особенности развития социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников Процесс социализации является одним из ключевых направлений работы дошкольного образовательного учреждения [1]. Начиная с младшего возраста.

Примерный конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у дошкольников посредством игровых приемов Тема: «Цветик семицветик» Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие.

Видео о проекте «Развитие социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников посредством театральной деятельности» Драматизация с родителями воспитанников сказки «Весенние приключения с Колобком». Автор: Демидова Ульяна Викторовна, воспитатель детей.

Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством двигательной деятельности Дошкольный возраст - начало взаимоотношений с другими людьми, а ведь общению ребёнок может научиться, только взаимодействуя: сначала со.

Рекомендации для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей Рекомендации для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 10 января 2019 в 11:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Максачук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД