Кузнецова Светлана Валентиновна
Рекомендации для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей
по развитию социально-коммуникативных навыков у детей
Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Общение - это важнейший фактор превращения ребенка в успешного человека. Обусловлено это тем, что виды практической и психической деятельности формируются у человека при рождении и развиваются в течение жизни только в результате их усвоения при общении с другими людьми. Каким ребенок станет в будущем, когда вырастит, зависит от семьи. Именно семья и взаимоотношения в ней оказывают решающее влияние на формирование личности ребенка и его отношения к миру. Дети очень рано начинают понимать, какое поведение уместно в одной ситуации и неуместно в другой: в детском саду малыш может вести себя так, как того требуют сложившиеся условия, а дома - прямо противоположным образом. Например, в детском саду учат играть дружно, не ссорится, разрешать конфликты мирным путем, а дома папа учит ребенка отстаивать свои права кулаками. И ребенок испытывает растерянность: "Кто же из взрослых прав? Как мне себя вести?" Почему это происходит? Какие ошибки воспитания допускают родители и на что нужно обратить внимание?
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Причины коммуникативных проблем у ребенка.
Одной из причин является неблагополучная обстановка в семье, которая может проявляться в противоречивости и непоследовательности воспитания. Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам:
• "Звездный ребенок". Любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
• "Паинька-детка". В этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдения внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, для ребенка с самого раннего возраста нормой поведения становится лицемерие.
"Трудный ребенок". Он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
• "Золушка". Этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.
На развитие коммуникативных навыков у детей влияет и темперамент. Например, сангвиники обычно легко сходятся с людьми, их отличает легкость в общении и эмоциональность; холерики обладают ярко выраженной эмоциональной сферой, они вспыльчивы и не способны к самоконтролю; флегматики трудно сходятся с людьми, но отличаются спокойствием и постоянством привязанностей; меланхолики обычно не уверенны в себе и ранимы, отличаются замкнутостью и отчужденностью. Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка, являются соматические, психофизиологические и наследственные заболевания
Если у родителей есть подозрение о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к специалисту. Только хороший детский психолог способен установить причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их преодоления. Практически у каждого ребенка в определенные моменты жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что- то не так. В принципе, у него уже сформировались коммуникативные способности, только теперь необходимо поддерживать и развивать их.
Существуют ряд игр, упражнений, которые способствуют развитию умения общаться:
-"Щенок потерялся"- взрослый рассказывает ребенку историю про щенка, а затем ребенок изображает действия и движения героев сказки. Необходимо фиксировать внимание ребенка на состояние его мышц: вначале, когда щенок замерз и сжался в клубок, они сильно напряжены, потом наступает расслабление,
-"Медведи идут на охоту", "Насос и мяч", "Танцуем вместе"- все эти игры
способствуют смягчению мышечного напряжения, стимулируют активность ребенка, способствуют навыка совместных действий.
-Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Это такие игры, как "Через стекло", "Иностранец", "Угадай-ка", "Испорченный телефон".
-Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на реакции других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции: "Мимическая гимнастика",
"Настроение", "Музыка и эмоции"
-Игры, направленные на развитие у детей совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к другим людям
-Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи формирование теплого отношения к членам своей семьи, осознание себя, как полноправного, понимаемого и любимого другими членами семьи. "Домашний альбом", "Дочки- матери", рисунок "Моя семья", беседа "Что значит любить родителей? ".
Вот несколько правил, касающихся проведения таких игр:
-не старайтесь использовать за один раз несколько игр (ребенок-дошкольник быстро утомляется, на фоне этого может сформироваться негативное отношение к данным играм,
-используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не переутомлен, не голоден,
-не говорите ребенку, что он что- то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать вам искренние ответы,
-играйте с ребенком легко, с удовольствием,
-начинайте играть с самых простых игр, которые ребенок легко может выполнить,
- игры и упражнения могут быть полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.
Главное, чтобы игры доставляли удовольствие и взрослому и ребенку, чтобы и взрослый и ребенок испытывали удовольствие от каждого момента общения.