Дарья Романенко
Проект «Тайна маленькой батарейки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ педагогического проекта
Название проекта
Основная идея проекта Интересные и яркие игрушки на батарейках присутствуют в жизни каждого ребенка. Дети играют с ними до тех пор, пока хватает зарядки, и всегда расстраиваются, если игрушка перестала работать в самый неподходящий момент. Далее взрослые меняют батарейки, и счастливый ребенок продолжает игру. Мы решили рассказать детям, что батарейка может быть «другом», а может быть очень опасной. На примере утилизации батареек продемонстрировали детям, что только от человека зависит состояние окружающего мира. Предложили дошкольникам исследовать, какой вред батарейка может нанести природе, если ее неправильно утилизировать. Проект «Тайна маленькой батарейки» направлен на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Проект содержит комплексный характер - включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность на основе интегрированного подхода.
Методологическая основа
проекта Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства Образования РФ от 17 октября 2013. №1155 Адаптированная образовательная программа МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 39» Гринина А. С., Новиков А. Н. «Промышленные и бытовые отходы. Хранение, утилизация, переработка» Кувыкина Н. А. «Опасные промышленные отходы».
Используемые педагогические технологии (указать какие) Для достижения поставленной цели и задач проекта, использовались следующие технологии: Личностно – ориентированные технологии Медико-профилактические технологии
Физкультурно-оздоровительные технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника)
Технологии валеологического просвещения родителей. Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Технология проблемного обучения (эвристические беседы, проблемные вопросы, поисковые задания)
Информационно-коммуникационные технологии
Взаимодействие с администрацией Подведение итогов проекта Размещение информации о проекте на сайте детского сада.
Взаимодействие с педагогическим коллективом Педагоги ДОУ: - разрабатывают планы (календарно-тематические, еженедельные) - разрабатывают конспекты ООД, сценарии мероприятий, - осуществляют взаимодействие с родителями и другими педагогами, - организуют проведение плановых мероприятий, - осуществляют анализ реализации проекта.
Взаимодействие с воспитанниками ООД, ПИД, выставки детского творчества и т. д.
Взаимодействие с родителями Информирование «Дневник проекта» на информационном стенде в детском саду, на сайте детского сада «Мы участвуем в проекте». Оформление стенда: «Пункт приема батареек» Просвещение Консультации для родителей: «Экологическое воспитание в семье» Изготовление буклетов: «Пять способов сохранить природу» Совместная деятельность Анкетирование родителей: «Что Вы знаете о батарейках?» Выставка: «Спасем планету вместе!» Акция: «Сдай батарейку – спаси ежика!»
Дополнительная информация о проекте Каждый этап проекта публикуется, дополняется фото и видео материалами, родители могут стать активными участниками проекта на любом этапе, увидеть достижения своего ребенка в проекте. Проект имеет полное методическое обеспечение, видеоматериалы, фотоматериалы. Работать по проекту могут воспитатели ДОУ, учителя начальных классов. Реализуя данный проект, педагоги найдут в приложениях полную подборку материала для успешной реализации.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Очень важно в работе с семьей: создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение их в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Актуальность проекта:
С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы им придется решать. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно. Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду. При производстве элементов питания используются свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Никелево-кадмиевые батарейки, которые применяются в сотовых телефонах, - наиболее значимые потенциальные источники кадмия; большую опасность представляют ртутные и литиевые батарейки как поставщики ртути и лития в природную среду; кроме того, литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом воздуха и воспламеняться. Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. «Одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!» Особая роль в экологическом воспитании детей принадлежит природоохранным акциям, в которых принимают участие, как взрослые, так и дети. Экологические акции – это ценностно-ориентированный метод, дающий ребенку раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности. В работе ДОУ на данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Данный компонент обеспечивает непрерывность экологического воспитания, повышает уровень педагогической культуры родителей и семьи в целом, содействует успешной адаптации детей к социуму. В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни учреждения. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, который умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!
Время реализации проекта: 1 - 10 февраля.
Вид проекта: групповой, информационный, практико-ориентированный, краткосрочный;
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги группы;
Цель проекта: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического
сознания.
Задачи:
• Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
• формирование экологического поведения детей ДОО;
• расширение представлений о вреде отработанных батареек;
• развитие коммуникативных навыков дошкольников;
• формирование доверительных отношений между воспитателем, родителями и детьми.
Планируемые результаты:
1. Информированность всех участников проекта о вредном воздействии неправильной утилизации батареек на окружающую среду и здоровье населения.
2. Приобщение родителей к экологическим акциям и мероприятиям, проводимых в ДОУ.
I этап. Организационный
Цель: Выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Содержание этапа: - анкетирование и организация родителей для помощи и участии в проекте;
- создание информационной базы и подбор материалов по проекту;
- планирование по проекту;
- ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
II этап. Практический
Цель: Разработка системы работы по формированию экологического поведения воспитанников в процессе образовательной деятельности.
Содержание этапа:
- организация РППС;
- совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции ОО;
- педагогическое просвещение родителей;
III этап. Заключительный
Цель: Подвести итоги работы, проанализировать результаты, определить перспективы на будущее.
Содержание этапа:
- подведение итогов деятельности в рамках проекта
- Совместная выставка «Спасём планету вместе!»
- совместная акция: «Сдай батарейку – спаси Ёжика!»
План реализации проекта
Содержание работы Ответственные, сроки выполнения
1 Развивающая предметно – пространственная среда
«Макет леса» Разработка дидактических игр Д/и «10 картинок» Д/и «Дорисуй» Д/и «Собери картинку» Д/и «На что похожа геометрическая фигура» Д/и «Кто поступил неверно» Подготовка презентаций к ОД «Полезные и вредные предметы для человека» «О вреде и пользе батарейки»
1.02 – 5.02
Физическое развитие
ОД, утренняя гимнастика, физминутки, логоритмика психогимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные игры Познавательное развитие
Реализация проекта: «Тайна маленькой батарейки!»
ФЦКМ: «Мы – защитники природы!», «Зачем нужны батарейки»
ПИД: «Путешествие в прошлое батарейки», «Как работает батарейка» (опыт с лимонной кислотой и содой, «Что будет, если каждый выбросит одну батарейку», «Вода и металл» (эксперимент)
ПИД (конструктивная) «Ёжик» (из природного материала)
Д/и: «Хорошо – плохо» (ТРИЗ) Педагоги группы
Ежедневно
Речевое развитие
ОД: «Мы хотим вам рассказать» (сочинение сказки «Наш друг – батарейка!»)
Ситуативные беседы: «Что я могу сделать в защиту природы?», «
Ознакомление с художественной литературой: Чтение экологических сказок Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке» П. Воронько «Хитрый ёжик» (заучивание наизусть) Социально-коммуникативное развитие Безопасность: «Чем опасны батарейки», «Почему нельзя выбрасывать батарейки» Беседы: «Как беречь природу?», «Куда деть использованную батарейку?» Д/и «Можно и нельзя» С/р игры: «Семья», «Детский сад» Художественно -эстетическое развитие Лепка: «Макет леса» (коллективная) Рисование: «Как помочь ёжику» Аппликация: «Здравствуй, лес!» Самостоятельная творческая деятельность детей по теме проекта Слушание музыкальных произведений, просмотр мультфильмов Рассматривание плакатов: «Батарейка – враг?», «Батарейка - друг», фотографий, буклетов. Педагоги группы
1.02 – 10.02
3 Работа с родителями Анкетирование родителей по выявлению организации
экологического воспитания детей дома
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка
с рекомендациями по экологическому воспитанию
детей – дошкольников в домашних условиях)
Консультация «Экологическое воспитание в семье» Изготовление буклетов: «Пять способов сохранить природу» Совместное творчество с детьми для выставки «Спасем планету вместе!» «Сочини сказку о проблемах загрязнения окружающей среды и нарисуй иллюстрации» (домашнее задание) Участие в акции «Сдай батарейку – спаси ёжика»
Результаты проекта:
Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Родители, участвуя в реализации проекта, были не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Все участники образовательного процесса «прожили» тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление рисунков, участие в акции. Такая совместная проектная деятельность способствовала сплочению коллектива родителей. Они получили возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться.
Перспективы дальнейшего развития проекта: - Презентация проекта
- Выпуск «Экологической газеты» для родителей и сотрудников ДОУ
- Творческий отчёт для педагогов на уровне ДОУ
- Выставка экологического оборудования (макеты, планы-схемы, - мобильные стенды)
- Выставка продуктивных видов детской деятельности экологического содержания (рисунки, поделки, литературный материал).