Александра Смирнова
Особенности развития социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс социализации является одним из ключевых направлений работы дошкольного образовательного учреждения [1]. Начиная с младшего возраста воспитанников, педагоги стараются решить задачи социально-личностного развития детей при помощи различных методов и технологий, особенно важным вопрос социализации становится в старшем дошкольном возрасте перед выходом ребенка в школьную жизнь. Первые межличностные отношения с другими людьми появляются и развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Начальный социальный опыт общения с другими становится основой для развития личности ребенка, определяет особенности поведения человека в будущем, умения принимать и понимать других людей, степень его открытости миру.
Публикация «Особенности развития социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Понятие «социализация» можно определить как овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоения общепринятых норм.
Социальная активность рассматривается как готовность личности к социальным действиям в сфере социальных отношений (М. И. Рожков) [6], как нравственное и творческое выполнение личностью социальных функций (Т. С. Лапина) [6]. Именно активное, творческое начало в освоении общепринятых норм и правил, в отношении со взрослыми людьми и сверстниками является важнейшим условием эффективного процесса социализации детей дошкольного возраста.
В современной психолого-педагогической литературе выделяются различные подходы к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, в качестве основного направления процесса социализации определяют следующие понятия:
нравственная воспитанность (В. К. Котырло, С. В. Петерина) [5], как интегративное свойство личности, обеспечивающее гармонию нравственно-мотивированных отношений к познанию, деятельности, общению. Ребенок, обладающий нравственной воспитанностью, понимает состояние неблагополучия другого человека, способен различить эмоциональные реакции других людей, адекватно проявить сопереживание и сочувствие к другому;
социальная компетентность (Т. В. Антонова, Т. А. Репина, Е. К. Золотарева) [6], как базисная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии взаимоотношений с другими людьми. Социальная компетентность предполагает проявление доброты, внимания, заботы, помощи по отношению к другим людям, способность понять интересы другого, его особенности, помочь в трудной ситуации, заметить изменения его настроения, умения выбрать адекватные способы общения, способы поведения;
социально-эмоциональное развитие дошкольника (Т. И. Бабаева [2]) как центральное направление педагогического процесса детского сада. Основные показатели такого развития – способность ребенка адекватно ориентироваться в близком социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей, выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе;
начальная социально-личностная компетентность (А. Г. Гогоберидзе) как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и общения с социумом [3].
Коммуникативные навыки, то есть навыки общения, являются составной частью такого понятия как коммуникативная компетенция, которая включает знание необходимых языков, овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого.
По мнению Т. И. Бабаевой, коммуникативная компетенция понимается как совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общений.
В ФГОС ДО [1] вводится понятие «позитивной социализации» дошкольников, для которой приоритетным становится эмоциональный комфорт воспитанников в процессе обучения в дошкольной образовательной организации, развитие социальных навыков у детей, а также коммуникативной компетентности, которая выражается в наличии трех компонентов: коммуникативные знания, умения, способности.
Таким образом, после проведенного анализа имеющихся современных педагогических подходов к реализации процесса социализации в дошкольном образовательном учреждении, можно сделать вывод о том, что основное внимание педагоги и специалисты должны обратить на эмоциональное благополучие ребенка в группе дошкольного образовательного учреждения, его умение активно вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками на основе понимания их чувств и переживаний, ориентировку в нравственных нормах и правилах, позитивное отношение к себе.
В раннем детстве ребенок в совместной деятельности со взрослыми осваивает основные предметные действия, в то же время поведение взрослых, характер их отношений собой, способы их действий, манеры становятся образцом для подражания. Взрослый человек является образцом для ребенка, который постепенно начинает действовать «как большой», ему хочется подражать взрослым, их действиям, отношениям. Именно это стремление становится основой всех новообразований в социально-коммуникативном развитии ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка появляется произвольность поведения – умения контролировать свои поступки и действия, эмоции на основе усвоения принятых этических норм и правил. Для дошкольника становится важной оценка взрослыми его проявлений, которая становится ориентиром для дальнейших действий и поступков.
ФГОС ДО определяет основные задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В младшей группе социально-коммуникативное развитие проходит при максимальной поддержке воспитателя, который наравне с родителями воспитанников выступает в качестве образца и эталона для усвоения этических норм и правил для детей младшего дошкольного возраста. В то же время ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим его людям, в его развитии значимую роль начинает играть общение со сверстниками.
В ходе процесса социализации детей младшего дошкольного возраста решаются следующие педагогические задачи:
придание отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительной направленности;
поддержка и развитие стремления ребенка к общению;
обогащение личного практического опыта ребенка;
постоянное приучение ребенка к положительным поступкам;
воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние других людей;
освоение способов взаимодействия со сверстниками в повседневном общении и в игре;
выполнение элементарных правил культуры поведения в детском саду.
Развитие социально-коммуникативных навыков – это процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:
1. Диалоговые, коммуникативные навыки:
вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
2. Социальные навыки:
умение выражать свои чувства и эмоции;
умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);
умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
В научно-методической литературе выделяются основные направления работы воспитателей для развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста:
учить детей грамотному построению речевого высказывания;
развивать связную монологическую речь;
развивать диалогическую форму речи;
формировать коммуникативные навыки;
учить детей осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие);
познакомить с языком эмоций (позы, мимика, жесты, научить пользоваться им для проявления своих чувств;
обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми;
оказать помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать его положительную самооценку.
Основными методами работы с детьми младшего дошкольного возраста над социально-личностным развитием могут быть жизненные и игровые ситуации, различные инсценировки с игрушками, театрализованная деятельность с дальнейшем обсуждением поступков главных героев, совместная деятельность со взрослыми и сверстниками, наблюдение за действиями и отношениями взрослых людей, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры. Важнейшим условием эффективного социального развития становится создание благожелательной, комфортной психо-эмоциональной обстановки в группе детского сада, ощущения безопасности у ребенка. В результате развития социально-коммуникативных навыков в младшем дошкольном возрасте, ребенок научится доброжелательному отношению к взрослым и сверстникам, станет социально активным.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Бабаева Т. И., Березина Т. А., Римашевская Л. С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учеб. - метод. пос. / Науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 256 с.
3. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
4. Кон И. С. Социология личности. / И. С. Кон. - Минск-1979.-185 с.
5. Котырло В. К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / В. К. Котырло. - М. : Педагогика, 1987. – 92 с.
6. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Основы курса. / Л. В. Мардахаев. - М., 2011. - 376 с.