ЕЛЕНА БОЧЕВА
«Мир цветов». Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников»
Тема занятия: «Мир цветов»
Задачи. Учить навыкам пользования самостоятельной ситуативной речью, общению с партнером, умению следить за игрой других. Раскрывать и закреплять организаторские качества у детей, активное творческое начало. Развивать моторные функции, произвольное поведение; воображение, вербальное мышление, координацию движений и речи, коммуникативные умения детей в процессе их взаимодействия. Воспитывать умения анализировать поведение товарищей на занятиях и давать оценку.
Публикация «„Мир цветов“, Конспект НОД „Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Содержание занятия.
1. Приветствие «Цветочная клумба». Воспитатель предлагает детям поиграть: «Ребята, представьте себе цветочную клумбу, на которой растет много цветов. Все цветы растут рядышком, и поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему, легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте изобразим такую клумбу».
2. Основная часть. Речь с движением: «Колокольчик».
Ветер с травкою играет,
(Дети делают круговые махи руками.)
Стебельки ее качает.
(Плавные движения кистями рук.)
Мы в траве нашли цветок –
(Присели на корточки.)
Синенький бутончик,
(Складывают ладони лодочкой.)
Раскрывает лепестки
(Постепенно раскрывают пальчики.)
Нежный колокольчик.
(Встают.)
Лепестки он к солнцу тянет,
(Поднимают руки над головой.)
Без воды он быстро вянет.
(Опускают голову, плечи, руки вниз.)
Мы польем его сейчас,
(Быстро разжимают и сжимают кулачки.)
Пусть он радует всех нас!
(Хлопают в ладоши.)
Упражнение «Цветы».
Дети передают мимикой эмоции, о которых рассказывает воспитатель.
Сначала цветы испугались,
Очень заволновались,
Потом они удивились,
И с нами цветы подружились,
Нам они улыбались
И весело с нами смеялись.
Дыхательное упражнение «Приятный аромат».
Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия фразы: «Очень приятный запах. Очень приятный аромат» и т. д.
Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили».
Дили-дили, дили-дили!
Колокольчики будили
(Дети произносят «динь-динь.» на разной высоте в высоком регистре.)
Всех жуков,
(Произносят «ж-ж-ж…» на продолжительном выдохе.)
Пауков
(Произносят «х! х.» на коротком, энергичном выдохе.)
И веселых мотыльков.
(Произносят звук [у-у-у], постепенно увеличивая высоту голоса.)
Дили-дили, дили-дили!
Колокольчики будили
(Произносят «динь-динь.» на разной высоте в высоком регистре.)
Всех зайчат,
(Произносят «бл-л-л…» в высоком регистре на длительном выдохе.)
Всех ежат,
(Произносят «ф…ф…» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой.)
Всех ленивых медвежат.
(Произносят «р-р-р…».)
И воробушек проснулся,
(Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах.)
И галчонок встрепенулся.
(Произносят «Кра! Кра!» очень громко.)
Дили-дили, дили-дили!
(Произносят «динь-динь.» на разной высоте.)
Встали все, кого будили.
(Кричат «Ура!» и поднимают руки.)
Ритмическое упражнение «Цветы».
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук Буратино. Чередовать с ходьбой на месте.
Вот вам одуванчик – желтый сарафанчик.
Вот вам и ромашка, а на ней – букашка.
Колокольчик голубой подарили нам с тобой.
Целый день, целый день очень пахнет сирень,
Ты не рви цветочек, пусть живет дружочек.
Речевая игра «Кузовок».
Участники стоят или сидят в кругу. Воспитатель стоит в центре круга и держит в руках воображаемый кузовок, затем произносит текст:
Ты игрок, и я игрок,
Поиграем в кузовок.
Ты запомни, мой дружок,
Что мы сложим в кузовок.
Воспитатель идет по кругу, подходит к каждому игроку с «кузовком», тот кладет в «кузовок» воображаемый цветок со словами :
«Одуванчик в кузовок»,
«Колокольчик в кузовок»,
«Тюльпан в кузовок» и т. д.
Воспитатель может в любой момент остановить игру и сказать:
Повтори за мной, дружок,
Что сложили в кузовок.
Участники игры повторяют слова по порядку.
Упражнение «Есть - нет».
Воспитатель предлагает сказать первому игроку, что есть у него на картинке. Например: «У меня есть два колокольчика». Следующий игрок продолжает: «А у меня нет двух колокольчиков, но есть пять ромашек» - и так далее по кругу.
Коллективная работа «Цветущая поляна».
Дети разглаживают разноцветные трафареты цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивают на большой зеленый лист «поляну».
Коммуникативная игра «Добрые слова».
Дети встают в кругу. В центре круга – воспитатель с розой в руке. Все произносят слова:
В круг ребята встали,
Розу увидали.
Цветок надо передать,
Добрые слова сказать.
Воспитатель передает розу одному из детей и говорит ему комплимент. Ребенок, получивший цветок, становится водящим…
Он благодарит и отдает розу следующему участнику, произнося «добрые слова» в его адрес.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли водящего.
Подвижная игра «Одуванчик».
Воспитатель предлагает детям слушать слова и выполнять определенные действия:
• «бутон» - дети встают в тесный круг, берутся за руки;
• «бутон раскрывается» - держась за руки, небольшими шагами отступают назад;
• «одуванчик расцвел» - держась за руки, образуют широкий круг;
• «одуванчик побелел» - понимают руки вверх;
• «подул ветер» - разъединяют руки, разбегаются по комнате.
Игра повторяется несколько раз.
Этюд «Распускающийся бутон» («немое кино»).
Воспитатель предлагает детям «превратиться» в маленькое сморщенное семечко: сжаться в комочек на полу, спрятать голову, закрыть ее руками. Воспитатель говорит: «Я буду садовником. Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит ребенка по голове и телу, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети поднимаются). У него раскрываются листочки (дети тянут руки вверх). Растет стебелек (вытягиваются). Появляются веточки с бутонами (разводят руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются… (резко разжимают кулаки). И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам».
Дети разбиваются на группы по 5 человек, садятся на пол и берутся за руки. Необходимо всем вместе, не отпуская рук, встать на ноги и превратиться в распускающийся бутон. Для этого дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за руки.
3. Релаксация «Прекрасные цветы».
Воспитатель говорит: «Недалеко от большого города – лес, а в лесу – поляна. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на лесной поляне… (Звучит аудиозапись «Волшебный лес».) Чудесное летнее утро, ласково пригревает солнышко, на поляну прилетели бабочки, в траве запели свои звонкие песенки кузнечики… Цветы на этой поляне самые разные, и они умеют разговаривать. А теперь представьте, что вы «превратились» в веселую семейку одуванчиков, которые за одну ночь выросли на поляне… «Смотрите, смотрите, какие красивые цветы выросли на нашей поляне!» - зазвенели колокольчики. «Они похожи на солнышко» - заметили маки. «Они украсили нашу лесную поляну!» - улыбнулись ромашки. Услышав голоса цветов, прилетели птицы, которые стали щебетать: «Какие прекрасные цветы, они принесли радость на нашу поляну!» Одуванчикам было очень приятно слышать такие слова. Они почувствовали доброту и птиц. Они улыбнулись… (выключается аудиозапись). А теперь откроем глаза, вновь превратимся в девочек и мальчиков. Посмотрим друг на друга и улыбнемся».
4. Ретуал прощания «Дружные ребята».
Воспитатель предлагает детям взяться за руки и произнести речевку:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!