Елена Данько
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 1» поселка Палатка
Юбилейная ул., д. 16а, п. Палатка, Хасынский район, Магаданская область, 686110
тел/факс 8-413-42-9-29-39. E-mail : sadik_palatka@mail.ru
ОГРН 1024901149602, ИНН 4907006795, КПП 490701001
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ДАНЬКО Е. А.
Публикация «Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников» размещена в разделах
Все чаще в ДОУ мы наблюдаем детей, которые не умеют общаться. Споры, конфликты разрешают вербальной агрессией, жалобой взрослому, а то и дракой. Это проявляется и в повседневной жизни по поводу игрушки «Я первый взял», и места при построении «Я не буду с ним стоять…., я с ней не дружу, он меня толкнул…», и в играх. Не секрет, что современные дети мало играют. Дошкольникам нравится участвовать в играх, которые организуют и проводят взрослые. Самим детям трудно договориться, организовать и провести самостоятельно игру. Возникают споры, ссоры из-за распределения игровых ролей, дети часто нарушают правила, теряется интерес к игре, и она разваливается. Так как игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, важным является сформировать навыки конструктивного общения у детей. Навыки общения - это хорошо усвоенный и автоматизированный способ действия в конкретной ситуации, поэтому важно чаще включать в совместную со взрослым и самостоятельную деятельность детей игровые ситуации, упражнения, которые помогут сформировать чувство эмпатии, товарищества, научат детей общаться, договариваться.
Существуют множество игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков у детей. Я хочу предложить некоторые упражнения на формирование навыков общения между детьми с использованием социо-игровых методов, метода Мозгового штурма и тд.
Цель: развитие дружеских взаимоотношений у детей посредством игровых тренингов, упражнений.
На занятиях у психолога присутствуют не более 12 человек. Состав детей меняется. Поэтому нет постоянного места за столами. Ребята часто спорят, кто где и с кем сядет.
o Было предложено самим формировать пары : девочка-мальчик, высокий - низкий, спокойный – шумный и тд. (Развивать умение договариваться, действовать совместно).
Как выбрать в игре ведущего, водящего…
o Дети предлагают варианты: с помощью считалки, по очереди, кто в красном (Воспитывать навыки сотрудничества у детей в совместных играх и упражнениях, вызывать заинтересованность в общей цели)
«Кто быстрее и лучше справится с заданием?»
o В пары предлагаю ребенок – лидер и непопулярный ребенок или 2 лидера. (Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми)
o Упражнение «Я хороший, потому что, Ваня хороший, потому что…» (Умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами)
o «День добрых дел» - дети самостоятельно отслеживают и решают, кто больше совершил за день хороших поступков (помогал, был вежлив, не ссорился, и кому вручаем значок «Я – молодец». (Показать детям, что значит взаимное признание и уважение)
o Предложить найти в художественных произведениях примеры коллективной деятельности («Теремок», «Репка», дружбы, которая спасла героев («Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок»… (Создание атмосферы непосредственного, свободного общения, умения эмоционально и содержательно выражать свои мысли)
o Упражнение «О чем я мечтаю» (Упражнять детей в умении слушать и слышать собеседника, выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим).
o Использовать различные спорные ситуации для тренировки умения преодолевать конфликты, вступать в разговор, обмениваться чувствами. При этом можем использовать метод Мозгового штурма, когда дети предлагают варианты выхода из непростой ситуации. (Помирить друзей, помочь ребенку, с которым никто не играет)
Эти и другие упражнения, игры, проводимые регулярно, помогут развить навыки конструктивного общения между детьми, получать от общения удовольствие, научат ребят дружить.
Литература:
- Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г. Москва ТЦ «Сфера»- стр 60.
- Громова Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ «Сфера»- стр 65.
- Г. А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».
Электронная литература:
- Ильясова Е. Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. https://festival.1september.ru.