Оксана Лучинина
Методические рекомендации по проектированию РППС для педагогов групп компенсирующей направленности детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Они предназначены для детей двух возрастных категорий (5-6 лет и 6-7 лет) и рассчитаны на 2 года обучения. Таким образом, мы обеспечиваем коррекционной помощью детей с ЗПР на протяжении всего старшего дошкольного возраста.
Публикация «Методические рекомендации по проектированию Рппс для педагогов групп компенсирующей направленности детей с ЗПР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В соответствие с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать «максимальную реализацию образовательного пространства Организации, Группы… для развития детей дошкольного возраста в соответствие с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей и коррекции недостатков их развития». Также Стандарт направляет на реализацию основных принципов «индивидуализации дошкольного образования» и «сотрудничества с семьёй».
Исходя из этого, мы спроектировали развивающую предметно-пространственную среду групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и хотим представить свои разработки, обосновывая их с точки зрения возраста и особенностей развития данной категории воспитанников.
РППС группы начинается с приёмных, в которых очень чётко прослеживается психолого-педагогическая поддержка семей, направленная на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, коррекции и образования детей. С этой целью организованы специальные «родительские уголки», в которых представлены различные материалы. В старшей группе дети поступают к нам из других детских садов или других групп, поэтому родителям даётся первичная информация о психологической характеристике детей с ЗПР, особенностях их развития, основных целях и задачах 1-ого года обучения.
В подготовительной группе вся специфика материалов определяется психолого-педагогической готовностью детей к школе и целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования. Обязательно в каждой раздевалке находятся папки с советами всех педагогов, которые работают с детьми: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Также взаимодействие с семьями в приё мных проявляется и в других формах:
• выставки и конкурсы детско-родительских работ («Осенние фантазии», «Буквы-самоделки», «Мамины таланты» и т. д.);
• небольшие мини-музеи, организованные силами родителей (например, мини-музей магнитов «Города России»);
• стенгазеты с семейными фотографиями («Наши мамы», «Наши путешествия», «Наш выходной день», «Спортивная семья»);
• портфолио воспитанников, составленные и заполненные с помощью родителей.
Второе очень важное направление работы с детьми – индивидуализация дошкольного образования – также уже начинает прослеживаться в раздевалках группы. На каждом шкафчике у детей находятся личные альбомчики (в старшей группе) и конвертики (в подготовительной группе). В них детей каждый день «ждут» индивидуальные задания, которые подбираются с учётом их особенностей и возможностей и дублируются в группе в определенном центре развития. По мере выполнения задания дети получают наклейки в индивидуальные блокнотики. С одной стороны, это помогает осуществлять обратную связь с родителями, так как они вечером видят, чем их ребенок занимался в течение дня и каких успехов добился. С другой стороны, мы осуществляем коррекционные задачи:
• в старшей группе – в альбомчиках каждого ребенка находится картинный план образовательной деятельности на день, который помогает детям 5-6 лет с ЗПР (у которых отмечаются большие трудности в функции планирования и регулирования) составить внутренний план действий;
• в подготовительной группе – помимо конвертиков и блокнотиков на стене находится панно, на котором каждый ребенок по итогам дня возле своей фотографии в виде карточно-знаковой системы отмечает то, чему он сегодня научился, и, таким образом, транслирует свои успехи окружающим. Это позволяет у детей 6-7 лет с ЗПР корректировать навыки самоконтроля, рефлексии, формировать адекватную самооценку.
Переходим в РППС групповых комнат. Ранее мы уже отмечали, что в разных уголках и центрах развития детей ожидают индивидуальные задания: в старшей группе они обозначаются фигурками сказочных животных (поддерживая, таким образом, игровую мотивацию детей 5-6 лет, а в подготовительной группе – конвертиками со схемами и символами (нацеливая детей 6-7 лет на элементы «учебной» наглядности).
Вся развивающая предметно-пространственная среда групп соответствует основным требованиям ФГОС ДО. Более подробно мы хотим отметить ту специфику среды, которая обуславливается именно особенностями дошкольников с задержкой психического развития.
У детей с ЗПР одним из ведущих нарушений являются недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы. Поэтому эмоциональные уголки в группах представлены достаточно обширно, содержат большое количество детских фотографий – это позволяет детям выразить себя и свои чувства, научиться контролировать и корректировать своё поведение, сдерживать негативные эмоции.
Также у дошкольников с ЗПР отмечаются трудности в пространственно-временной организации, в самоидентификации. Для этого в группах предусмотрены центры с подробной информацией о стране, области, городе, улице, доме, квартире, семье, людях разных профессий, с наглядностью по ленте времени, эволюции вещей и предметов. В подготовительной группе добавляются материалы по планете Земля и Космосу. Всё это позволяет детям «найти своё место» в малом и большом пространстве, сформировать пространственно-временные представления, самоидентифицировать себя в мире людей.
У наших воспитанников отмечаются многочисленные недостатки и нарушения в речевом и познавательном развитии. В связи с этим в группах оборудованы содержательные речевые уголки с настенными зеркалами, с материалами по развитию дыхания, артикуляции, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи и др. Также организован центр познавательной деятельности с обширной игротекой по формированию сенсорных эталонов, счётных навыков, развитию внимания, памяти, мышления и т. д. При этом в старшей группе в большей степени представлены игры с яркой и выразительной наглядностью (для развития наглядно-образного мышления детей, а в подготовительной группе упор – на схемы, модели и символы (для формирования основ абстрактного мышления) и игры с правилами (на развитие волевых качеств и саморегуляции). Также в подготовительной группе для детей с ЗПР в большей степени, чем в старшей выражена учебная зона с материалами по ФЭМП и подготовке к обучению грамоте. Это позволяет формировать у детей элементы учебной деятельности, подготавливая их, таким образом, к обучению в школе (а дети с ЗПР находятся в группе риска школьной неуспеваемости).
Дошкольники с ЗПР в своём большинстве являются «кинестетиками» и, чтобы сформировать у них определенное представление об окружающем, им необходимо опираться на различные виды ощущений (особенно тактильных, поступающих от пальцев рук). С этой целью в группах находятся коврографы с большим количеством разнообразных по цвету, форме, текстуре деталей; дети размещают различные элементы на плоскости ковролина, задавая определенный сюжет или тему.
Также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и сенсорного восприятия детей в старшей группе компенсирующей направленности расположена Юнгианская песочница, позволяющая им рисовать песком на поверхности стола с подсветкой разного цвета. В подготовительной же группе в художественно-эстетическом уголке находится стол для рисования на воде в технике Эбру. Данный вид работы помогает сформировать у дошкольников не только сенсорные представления, но и развивать творчество, воображение и фантазию.
Помимо этого, группы оборудованы сенсорными экранами с большой видеотекой игр и познавательных материалов. Они активно применяются не только в образовательной деятельности с дошкольниками, но и в их «свободное» время. Дети с большим интересом выполняют различные задания, с помощью прикосновений к экрану легче усваивают зрительную и слуховую информацию.
Так как у детей с ЗПР, как правило, отмечается низкая познавательная активность, отсутствие интереса к деятельности, то в обеих группах широко представлены центры экспериментирования. Они направлены на развитие любознательности детей через проведение различных опытов и экспериментов.
Особое значение в группе для детей с задержкой психического развития имеют уголки сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности, так как именно эти зоны помогают в коррекции социально-коммуникативного развития у дошкольников данной категории. С одной стороны, у воспитанников этих групп отсутствует замысел сюжета, отмечается бедность ролевого поведения. Поэтому каждую неделю с помощью тематических ширм и различных атрибутов моделируется определенный сюжет («Ателье», «Больница», «Стройка» и т. д.). Это стимулирует детей к совместной игре, к взаимодействию друг с другом. С другой стороны, дети с ЗПР часто бывают зажаты, скованны или, наоборот, слишком активны и даже агрессивны. Поэтому насыщенные уголки театрализованной деятельности и уголки ряжения помогают детям раскрепоститься, принять на себя «разные роли», решить проблемные или конфликтные ситуации через их «проигрывание».
Спецификой данных групп ещё является то, что в среде встречаются элементы, характерные для более младшего возраста (крупные куклы, машинки, детали строителя, пирамидки и т. д.). Это обусловлено особенностями детей с ЗПР, так как они в различной степени отстают от нормативных показателей развития своих сверстников.
Стоит отметить, что каждой неделе соответствует определенная тема, которая буквально «пронизывает» все центры развития, прослеживается во всех видах деятельности детей. Также в среде наблюдаются элементы предыдущей и последующей тем. Это необходимо для того, чтобы у воспитанников с ЗПР формировались прочные и долгосрочные знания и представления по теме, закреплялись ассоциативные связи между темами, между предметами, объектами и явлениями окружающего мира.
В то же время наполняемость предметно-пространственной среды не перегружена – дозирована, сменяема. Это связано с тем, что у дошкольников, посещающих группы компенсирующей направленности, неустойчивое внимание, низкие показатели его концентрации и распределения. Поэтому наша задача – не рассеять внимание детей, а сфокусировать. К тому же детям с ЗПР необходимо большое пространство для их двигательной активности и развития крупной моторики. Поэтому центральная часть группы, как правило, свободна для проведения различных упражнений, подвижных и хороводных игр.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что спроектированная нами развивающая предметно-пространственная среда групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития соответствует всем требованиям ФГОС ДО, является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также построена с учётом индивидуальных, возрастных особенностей и коррекции недостатков в развитии старших дошкольников с ЗПР.