Ольга Павленко
Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - начало взаимоотношений с другими людьми, а ведь общению ребёнок может научиться, только взаимодействуя: сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками.
Социализацию своих воспитанников я осуществляю через решение следующих задач:
1) Развитие игровой деятельности;
2) Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
3) Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством двигательной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
4) Формирование способности к организации собственной деятельности;
5) Развитие творческих способностей;
6) Сохранение и укрепление здоровья.
Все эти задачи могут быть решены с помощью такой естественной для детей потребности, как двигательная деятельность, при интеграции образовательных областей, на необходимость которой указывает ФГОС ДО.
Если организовать определённым образом двигательную деятельность ребёнка, то это поможет ему наладить контакт со сверстниками, с педагогом. Дошкольники учатся доверять друг другу и брать на себя ответственность за товарища.
Этому способствуют традиционные и специальные комплексы подвижных и малоподвижных, хороводных игр, игр-забав и упражнений, использование таких методов и приёмов, как опережающая инициатива взрослого, совместная игра, беседа, деловое сотрудничество, решение проблемных ситуаций.
В своей работе я использую специальные инструкции, которые формируются так, чтобы, дети качественно выполняли упражнения, но при этом активно взаимодействовали друг с другом. Это даёт возможность одновременно способствовать их физическому и социально-коммуникативному развитию. Даже минимальное изменение инструкции, например «ДЕРЖИТЕСЬ» на «ДЕРЖИТЕ ДРУГ ДРУГА», кардинально меняет поведение: в первом случае дети ведут себя эгоистично, вторая же инструкция побуждает их к взаимопомощи и заботливому отношению друг к другу.
Традиционная инструкция Специальная инструкция
Упражнение «Гусеница»(с мячами)
Идём так, чтобы мяч не упал! Идём дружно, чтобы мяч не упал!
Помогайте друг другу!
Игра «Прыжки на фитбол-мячах» (врассыпную)
Прыгаем, соблюдая дистанцию! Прыгаем, соблюдая дистанцию!
Берегите друг друга!
Для подкрепления инструкций я использую символы, которые разработала вместе с детьми.
«Держите друг друга!», «Очень тихо», «Символ взаимопомощи», «Внимание, предупреди друга об опасности!», «Пожелай другу победы!»
Работа по формированию социально-коммуникативных навыков посредствам двигательной деятельности строится поэтапно.
1 этап – ознакомительный:
1) используются игры- приветствия и малоподвижные игры
(«Угадай, кто позвал», «Комплимент» и т. д.)
2) Игры-забавы и хороводные.
На этом этапе формируются доверительные отношения между детьми.
Так же помогают общеразвивающие упражнения в парах, игровой массаж в парах.
2 этап
Дети чувствуют себя более раскрепощёно как со сверстниками, так и с педагогом.
На этом этапе формируются навыки вербального и невербального общения, умение договариваться.
(«Поздоровайся с другом», «Повернись, другу улыбнись», так же упражнения в парах, в тройках, подгруппами).
Дети с огромным удовольствием решают проблемные ситуации, например, такие как: («Как преодолеть пропасть», «Как пройти болото» и др.)
Особое внимание уделяется формированию гендерной принадлежности. Для этого используются дифференцированные общеразвивающие упражнения, игры и поручения для девочек и мальчиков.
3 этап
На завершающем этапе дети учатся договариваться друг с другом, проявляют инициативу, творческую активность. Дошкольники самостоятельно придумывают новые упражнения и правила для знакомых игр, совместно находят выход из проблемных ситуаций.
Двигательная деятельность обладает гораздо большим потенциалом, чем это традиционно принято считать. Помимо решения задач по формированию физических навыков и укреплению здоровья, она имеет огромные возможности для социально-коммуникативного развития дошкольников. Организованная определённым образом двигательная деятельность учит их партнёрскому взаимодействию, а это уже более высокий зрелый уровень общения дошкольников, необходимый для успешной социализации при переходе на школьный этап обучения.
Представленные приёмы дают возможность педагогам развития у детей социально-коммуникативных навыков.