Ольга Полежаева
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
«Развитие речи дошкольников через дидактические игры»
Подготовила: Полежаева Ольга Викторовна
Актуальность
• Актуальность проблемы развития речи определяется социальной значимостью и ролью в формировании личности, которые в свою очередь требует выбора средств и методов, направленных на овладение речью как средством общения и культуры.
Определите задачи
Публикация «Мастер-класс „Развитие речи дошкольников через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2020
• - побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
• - способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
• - совершенствовать разговорную речь;
• - обогащать словарь;
• - формировать грамматический строй речи и т. д.
Подсказки
• Это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
• Это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
• Это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят : конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки и т. п. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
настольно – печатные
словесные игры
игры с предметами (игрушками)
Структурные компоненты дидактической игры
• Формулировка задач,
• Игровые действия,
• Наличие правил,
• Действия играющих,
• Подведение итогов игры, то есть её конечный результат.
Принципы организации дидактических игр
• - принцип добровольности участия в игре;
• - принцип динамичности (игра требует динамики, активных внешне проявленных действий со стороны участников);
• -принцип создания игровой атмосферы (хотя игра проходит «понарошку», дети при этом испытывают реальные чувства);
• - принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
• - принцип постепенного перехода от простых игр к более сложным.
Основные этапы организации дидактической игры :
• Выбор игры.
• Оснащение и оборудование места для игры.
• Распределение на команды, группы, распределение ролей.
• Игровые действия.
• Завершение игры (подведения итогов, поощрение)
Цель: обогащение словаря
Задачи:
-совершенствовать словарь названиями предметов обобщающими понятиями;
Формировать умение подбирать и использовать в речи определения к предметам (качества, свойства);
-вводить в словарь наречия (холодно, горячо);
-вводить в речь слова – антонимы (противоположные по смыслу)
Дидактическая игра
«Что сначала? Что потом?»
Цель: развитие речи через установление причинно – следственных связей
Задачи:
-Расширять словарный запас ребенка,
-Развивать логическое мышление,
-Способствовать формированию связной речи.
Дидактическая игра «Расскажи историю»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
-Формировать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета;
-Развивать умение составлять рассказ по картинке через восстановление простых последовательностей в знакомых сказках
Цель: развивать произносительную сторону речи
Задачи:
-совершенствовать умение детей находить предметы на заданный звук, и слова, в составе которых есть указанный звук ;
-развивать фонематических слух