Медведева Ольга
Перспективное планирование «Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Первая младшая группа (2-3 год жизни)
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Основные задачи развития речи
Звуковая культура речи
Учить детей :
правильно произносить гласные и простые согласные звуки;
использовать общеречевые умения (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция, и др.);
воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, воспроизводить его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе.
Публикация «Перспективное планирование „Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Угадай что звучит (9,11).
2. Назови животных и скажи, кто как кричит (9,11).
3. Повтори за мной (7,88).
4. Закончи слово (7,88).
5. Закончи фразу (чистоговорки) (7,23)
6. Зарядка для языка (7,103)
7. Скажи как я (9.20)
8. Подберем слова (13,32)
9. Кто как голос подает (4,77)
10. Что ты слышал? (4.84)
11. Что я делаю за ширмой (9,11)
12. Где звенит? (9,19)
13. Кто топает? (9.20)
14. Скажи правильно (9,21)
15. Дождик (9,19)
16. Фонематическая зарядка (9,12)
17. Громко – тихо (9,15)
18. Чудесный мешочек (9,13)
19 Все спят (9.15)
20 Что нарисовано на картинке (7,145)
Декабрь, январь, февраль
Основные задачи развития речи
Развитие словаря
Учить детей активно употреблять:
названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении;
названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов (части, размер, цвет);
название некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде;
название собственных действий;
имена близких людей.
Грамматическая правильность речи
Учить детей:
использовать систему окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа и времени;
использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (-чик, - щик, -енок, -онок, -ище);
осваивать структуру простого предложения.
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Как кого зовут (9,10)
2. Кто там? (7,91)
3. Кто кем был? (7,90)
4. Оденем куклу (7,49)
5. Расставим мебель (7,47)
6. Кукольный обед (7,48)
7. Дерево (7,87)
8. Соберем урожай (7,43)
9. Овощной магазин (7,43)
10. Мамы и дети
11. Угадай что потрогал (7,133)
12. Магазин игрушек (9,14)
13. У кого это есть (7,153)
14. Что умеет петушок? (13,34)
15. Чудесный мешочек (8,12)
16. Кого как зовут (9,10)
17. Какой какая (7,92)
18. Где твоя игрушка? (7,39)
19. Что где когда? (7,137)
20. Много – один (7,73)
Март, апрель, май
Основные задачи развития речи
Развитие связной речи
Учить детей:
понимать обращенную к ним речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно без нее;
реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;
вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания;
задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах и т. п. ;
употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить, использовать дружелюбный тон общения;
рассказывать о событиях, используя высказывания из двух трех предложений.
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Узнай предмет на картинке и назови (7,145)
2. Опиши куклу (7,147)
3. Что любит наша кукла? (7,88)
4. Что мы будем делать? (7,90)
5. Что мы видим? (7.89)
6. Разговор по телефону (7,89)
7. Выполни задание (9,11)
8. Опиши по картинке (7,145)
9. Что я делаю? (7,152)
10. Можно или нет (9,16)
11. Кто с кем рядом стоит? (9,16)
12. Выполни поручение (7,65)
13. Спасибо, Маша (7,137)
14. Где лежал мячик? (7,141)
15. Опиши предмет, мы отгадаем (8,14)
16. Найди, о чем расскажу (8,25)
17. Предметное лото
18. Отгадай и назови
19. Вежливые слова (7,26)
20. Парные картинки
Вторая младшая группа (3-4 год жизни)
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Основные задачи развития речи
Звуковая культура речи
Учить детей:
Воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;
пользоваться средним темпом, говорить громко, чтобы слышали окружающие;
слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;
слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или просто по произношению согласный звук и называть его;
с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них простой по артикуляции звук. (а. о. у. и. э. м. ф. в. б. п)
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Скажи, как я (9,20)
2. Где кукует кукушка? (9,19)
3. Кто как голос подает? (4,77)
4. Маша обедает (4,76)
5. Подскажи словечко (4,81)
6. Повторяй за мной (7,23)
7. Загадочный звуки (7,28)
8. Кто сказал «Мяу» (7,28)
9. Петрушка ошибается (13,29)
10. На чем я играю? (9,11)
11. Что я делаю за ширмой? (9,11)
12. Магазин (9,14)
13. Отгадай (9,21)
14. Подберем слова (13,32)
15. Дождик (9,19)
16. Слышишь ли ты звук? (9,71)
17. Громко – тихо
18. Вот так произносятся звуки (9,80)
19. Определи первый звук в слове (17,42)
20. Назови слова (13,30)
Декабрь, январь, февраль
Основные задачи развития речи
Развитие словаря
Учить детей:
активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства;
называть некоторые материалы;
активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений ближайшего окружения, некоторых домашних и диких животных;
активно использовать слова, связанные с этикой общения, культурой поведения.
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Найди, что назову (8,11)
2. Чудесный мешочек(4,50)
3. У кого такой предмет? (9,13)
4. Потерялись (4,55)
5. Чей голос? (4,57)
6. Поручения (4,57)
7. Добавь слово (4,68)
8. Скажи наоборот (4,69)
9. Кто что умеет? (7,25)
10. Какой? Какая? (7,25)
11. Угадай по части (7,58)
12. Из чего состоит предмет? (7,51)
13. Домашние и дикие животные.
14. Скажем слова про лису (13,32)
15. Кто больше знает вежливых слов (16,108)
16. Как можно назвать одним словом? (13,36)
17. Подскажи последнее словечко (13,38)
18. Кто больше скажет о профессии (4,74)
19. Закончи стихотворение (13,132)
20. Что такое хорошо, что такое плохо.
Март, апрель, май
Основные задачи развития речи
Развитие связной речи
Формировать у детей речевые
умения:
вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками;
отвечать на вопросы и обращения;
сообщать о настроениях, побуждениях;
договариваться о совместной игре;
участвовать в общем разговоре;
слушать не перебивая собеседника.
Совершенствовать умения в совместной творческой деятельности по сочинению чистоговорок, договариванию стихов, в пересказе текстов с помощью воспитателя.
Грамматическая правильность речи
Учить детей
пользоваться системой окончаний для согласования слов;
строить сложные предложения;
слышать части слова (окончание, суффикс, приставку);
пользоваться ими в словообразовании;
активно осваивать систему окончаний существительных, прилагательных и глаголов.
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Опиши, мы отгадаем(8.14)
2. Чего не стало? (8,20)
3. Разноцветный сундучок (4,51)
4. Теремок(4.52)
5. Где же наши ручки (4,53)
6. Мишка, Поезжай (4,54)
7. На и под (7,25)
8. Что было бы, если бы… (4,81)
9. Расскажи мне… (7,26)
10. Один – много (7.26)
11. Прятки (4,55)
12. Вечер загадок (4,82)
13. Мебель для куклы (7,19)
14. Расскажи об игрушке
15. Невидимка (4,69)
16. Кто что делает? (4,71)
17. Маша обедает (4,76)
18. Путешествие Буратино (4,84)
19. Поможем Незнайке рассказать сказку.
20. Узнай по описанию (4,97)
Средняя группа (4-5 год жизни)
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Основные задачи развития речи
Развитие связной речи
Учить детей активно участвовать в общении с окружающими, задавать вопросы, слушать ответы, отвечать на вопросы, говорить по очереди, не перебивая собеседника.
Формировать умения детей составлять короткие (5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Учить сочинять повествовательные рассказы по игрушкам; составлять описательные загадки; пользоваться элементарными формами объяснительной речи.
Грамматическая правильность речи
Совершенствовать умение пользоваться простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными членами и др.); употреблять сложноподчиненные предложения. Учить детей правильно употреблять суффиксы и приставки при словообразовании для выражения отношения между объектами; самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Опиши предмет, я отгадаю (8,14).
2. Так бывает или нет (5,82)
3. Где спряталась матрешка? (8,18)
4. Угадай-ка (4,96)
5. Узнай по описанию 6. Продолжи предложение (3,16)
7. Назови причину(3,18)
8. Чего не стало? (4,98)
9. Чего не хватает Мише для прогулки? (4,98)
10. Петрушкины команды (4,100)
11. О чем расскажешь, мы найдем. (8,20)
12. Загадай, мы отгадаем. (8,21)
13. Что изменилось? (4,105)
14. Расскажи об игрушке
15. Составь рассказ по картинке.
16. Вы хотите? – мы хотим (4.101)
17. Почтальон принес открытки (4,102)
18. Страшный зверь (4,105)
19. Составь предложение (7.148)
20. Чаепитие (4,109)
Декабрь, январь, февраль
Основные задачи развития речи
Развитие словаря
Учить детей использовать в речи:
названия предметов и материалов, из которых они изготовлены;
названия живых существ и сред их обитания;
некоторых трудовых процессов;
слова, обозначающие части предметов, живых организмов, природных явлений, их свойства и качества;
слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения;
слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими: слова приветствия, благодарности, извинения, эмоционального сочувствия, сострадания и др.
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Кто что делает? (5.72)
2. Посадили огород (6,28)
3. Найди дерево по описанию (8,27)
4. Чудесный мешочек (4,50)
5. Магазин посуды(4,111)
6. Одушевленное – неодушевленное (3,21)
7. Закрой глаза (3,23)
8. Отгадай предмет по частям (3,23)
9. Выбери самое нужное (7,49)
10. Чем было? Чем станет? (7,105)
11. Группируем по признакам (7,106)
12. Из чего сделано? (7,107)
13. Найди синонимы (3,18)
14. Угадай по описанию (17,11)
15. За покупками в магазин (17,16)
16. Скажи наоборот (4,69)
17. Словесное лото (3,24)
18. Запоминаем эпитеты(3,36)
19. Кто больше знает вежливых слов? (16,108)
20. Поищем и найдем волшебные слова (16,141)
Март, апрель, май
Основные задачи развития речи
Звуковая культура речи
Учить детей овладевать: произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих, л, р;
произносить к пяти годам чисто все звуки;
четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова;
говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, регулировать интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.
Подготовка к обучению грамоте
Познакомить детей с терминами «слово», «звук».
Учить детей сравнивать слова по протяженности, что слова состоят из звуков.
Учить звуковому анализу слов:
различать на слух гласные и согласные звуки, твердые мягкие согласные,
самостоятельно выделять слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем по представлению);
определять место звука в слове
(первый, последний, в середине).
Познакомить с анализом односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, составлением предложения по «живой модели».
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Какие слова бывают? (13.36)
2. Назовите разные слова (13,36)
3. Верни слово (эхо) (13,36)
4. Подскажи словечко (13,38)
5. Какое слово потерялось? (13,38)
6. Слова забыли свое место(13,39)
7. Сходно ли звучат слова? (13,40)
8. Здравствуйте, я – Петрушка (13,41)
9. Хлопните в ладоши на знакомый звук (3,5)
10. Звонкие и глухие согласные (3,7)
11. Звуковая цепочка слов (3,8)
12. Услышь и назови первый и последний звук(3,9)
13. Подбери слова с нужным звуком (3,10)
14. Договори слово (3,13)
15. Подберем игрушки (9,30)
16. Что в мешочке? (9,28)
17. Кто быстрее соберет вещи? (17,49)
18. Повтори за мной (7,23)
19. Найди место звука в слове (17,46)
20. Подбери слово к схеме (17,46)
Старшая группа (5-6 год жизни)
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Основные задачи развития речи
Развитие связной речи
Учить детей :
составлять описательные рассказы о предметах, объектах, явлениях природы;
сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам, в соответствии со структурой сюжетного повествования: экспозиция, завязка, развитие событий и кульминация, развязка;
различать литературные жанры – сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
создавать творческие рассказы (придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по плану воспитателя, по модели;
уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые и логические ошибки.
Грамматическая правильность речи
Учить детей :
самостоятельно использовать грамматические формы;
образовывать слова пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов (сложные слова);
придумывать предложения с заданным количеством слов;
вычленять количество и последовательность слов в предложении;
употреблять разные типы предложений.
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Чудесный мешочек. Что предмет (игрушка) рассказывает о себе? (12,32)
2. Собери картинку, составь рассказ
3. Как называются эти сказки? Расскажи одну из них.
4. Придумаем загадки о словах, звуках. (13,111)
5. Составь предложения с заданным словом.
6. Правда или нет? (9,42)
7. Сочиняем стихи на заданные рифмы
8. Сказки про слова и звуки (13,116)
9. Придумайте и расскажите небылицу.
10. Расскажите свое любимое стихотворение
11. Какое время года? (12.78)
12. Придумай продолжение к рассказу.
13. Составь рассказ по модели на тему: «Как мы играли с мячом»
14. Назови жанр литературного произведения (сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение)
15. Размытое письмо (4.119)
16. Чей рассказ лучше? (13,56)
17. Что было бы, если бы(12,35)
18. Позовем сказку(12,65)
19. Может так быть или нет? (9,42)
20. Назови причину (3,18)
Декабрь, январь, февраль
Основные задачи развития речи
Развитие словаря
Учить детей:
активно владеть бытовым словарем;
уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;
понимать причины объединения в одну группу предметов – посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, транспорта, овощей фруктов и др. ;
находить в текстах литературных произведений средства языковой выразительности, использовать их при сочинении загадок, сказок, стихов.
знакомить детей с трудом людей разных профессий, названием предметов и инструментов труда, трудовых действий;
использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики (честность, справедливость, доброта, выносливость и т. д.)
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Что делают из дерева? (12,44)
2. Узнаем: из чего сделаны платья, костюмы. (12.47)
3. Поищем и найдем волшебные слова (12,59)
4. Письма доброго сказочника. (12,60)
5. Поиски добрых слов (12,62) 6. Ателье (17,18)
7. Догадайтесь, кто чем или кем был? (3,53)
8. Звери, птицы, рыбы (3,55)
9. Третий лишний (3,50)
10. Путешествие по кухне (3,42)
11. Запоминаем красочные эпитеты
12. Антонимы в стихах (3,36)
13. Найди в тексте сравнение, эпитеты, метафору. (3,14)
14. Словесное лото (3,24)
15. Отгадай предмет по его частям. (3,23)
16. Найди синонимы (3,18)
17. Почта (4,131)
18. Магазин посуды (4,111)
19. Что для чего. (4,104)
20. Все наоборот (4,72)
Март, апрель, май
Основные задачи развития речи
Звуковая культура речи
Продолжать учить детей чисто и правильно произносить все звуки родного языка; пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.
Подготовка к обучению грамоте
Закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой разбор слов, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки интонационное выделение звуков в слове.
Знакомить с ударение: выделять ударный звук и ударный слог в слове.
Учить детей составлять предложение из 3-4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку.
Совместная с детьми деятельность: дидактическая игра
1. Найди слог (13,105)
2. Звуковые, слоговые кубики (13,103)
3. Определи первый звук в слове (17,42)
4. Звуковая цепочка (17,44)
5. Слова, рифмы и звуки (13,90)
6. Так ли это звучит (13,87)
7. Какой звук есть в словах (9,51)
8. Найди себе пару (13,44)
9. Подскажи Петрушке звук (13,45)
10. Какое слово задумано (13,46)
11. Какой звук потерялся (13,46)
12. Кто найдет короткое слово (13,49)
13. Догадайся сам (Чудесный мешочек) (13,53)
14. Продолжи предложение (4,16)
15. Живые слова (4,119)
16. Почтальон принес письмо (13,71)
17. Конец слова за тобой (13,77)
18. Найди слово по схеме (13,79)
19. Найди в слове ударение (9,117)
20. Звуковые часы (9,122)
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 2005 г.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -М., Мозаика-синтез, 2010г.
3. Агапова И. А. Мир родного языка – М., 2008г.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. ,1999г.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - М. ,1991г.
6. Венгер Л. А. ,Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развития умственных способностей у детей дошкольного возраста - М. ,1989г.
7. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М., 2006г.
8. Дрязгунова В. А. Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с растениями – М. ,1981г.
9. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. Игры, упражнения со звучащим словом. - М., 1983 г.
10. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр, - М. : Просвещение, 1988. - 159с. : ил.
11. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И Лисиной; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. -М. : Педагогика, 1985. -208 с., ил.
12. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М. ,1982г.
13. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М. ,1991 г.
14. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М., 1992
15. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание. 1992. №3-4, стр. 4.
16. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. ,2006г.
17. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи. – М. ,2008г.