Светлана Носкова
Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова
▼ Скачать + Заказать документы
1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку).
Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку, рассказ, вызывать интерес к художественной литературе.
2. Узнай сказку (по картинке).
Цель: Воспитывать интерес к сказкам, учить внимательно рассматривать картинки, узнавая героев и название.
3. Докончи рассказ.
Публикация «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Цель: Развивать творческие способности детей, внимание, умение придумывать свой вариант окончание рассказа, передавать содержание полностью.
4. Расскажи сказку по модели.
Цель: Упражнять детей пользоваться моделью при рассказывании, соотнося схематичное изображение с речью.
5. Загадки.
Цель: Развивать навыки описательной речи, ум, проявлять смекалку и сообразительность.
6. Речевые логические задачи.
Цель: Систематизировать знания о природе, поддерживать любознательность и активную работу мысли, внимательно слушать текст.
7. Подскажи словечко.
Цель: Учить отгадывать загадки, понимать смысл, закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи.
8. Путешествие по сказкам.
Цель: Развивать диалогическую речь, вспоминать отрывки из сказок, улавливать последовательность событий, прививать интерес к книгам.
9. Вспомни автора.
Цель: Прививать интерес к художественной литературе, к авторам через игру, желание встретиться с известными книгами вновь.
10. Вспомни название произведения.
Цель: Воспитывать интерес и любовь к литературе, развивать внимательность, слух, память.
11. Перепутанные фразы.
Цель: Упражнять детей усваивать последовательность развития сюжетов сказок и рассказов, обогащать словарный запас.
12. Назови героя ласково.
Цель: Упражнять детей в употреблении слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, формировать звукопроизношение.
13. Подбери картинку к стихотворению.
Цель: Предложить детям подобрать картинку времён года к прочитанному рассказу, стихотворению. Развивать поэтический слух, внимание.
14. Сложи картинку (сюжет из сказки).
Цель: Упражнять в составлении целого из его частей, воспитывать целеустремлённость, желание сложить картинку, увидеть сюжет.
15. Подбери стихотворение к картинке.
Цель: Помочь детям подобрать к предложенным сюжетным картинкам стихотворения; развивать поэтический слух, внимание к прочитанному.
16. Что такое хорошо и что такое плохо.
Цель: С помощью рассказов и сюжетных картинок помочь детям осознать и реализовать в своём воображении правила поведения; приобретать чёткое представление о нормах и правилах, существующих в обществе, приобщать к общечеловеческим ценностям, развивать речь детей.
17. Расскажи о любимом герое.
Цель: Развивать умения детей составлять связные рассказы, использовать в речи сложные предложения, вспоминать любимых героев из сказок, рассказов.
18. Копилка слов в картинках.
Цель: Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации, подбирать точные по смыслу слова, пополнять словарный запас детей.
19. Придумай название к рассказу.
Цель: Развивать у детей умение работать с текстом, желание самим придумывать своё название рассказу, закреплять навык последовательного пересказа.
20. Вспомни загадку (по рисунку).
Цель: Развивать ум, наблюдательность, память, смекалку детей, умение отгадывать загадки.
21. Придумай диалог.
Цель: Учить детей строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характер, придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.
22. Узнай героя по описанию.
Цель: Учить детей узнавать по описанию героев из сказок, отмечать существенные признаки внешнего вида и поведения, активизировать словарь, получать радость от встречи со сказочными персонажами.
23. Поймай рифму.
Цель: Учить подбирать рифмующиеся слова, развивать речь, вызывать желание сочинять простые стихотворения.
24. Поищем и найдём волшебные слова.
Цель: Помочь детям найти добрые слова в книгах, учить применять их во взаимоотношении с поступком, развивать речь, внимательность.
25. Я знаю пять названий.
Цель: Закреплять в игре названия книг, их авторов, персонажей; воспитывать интерес к книгам, развивать память.
26. Какое слово пропущено в стихотворении.
Цель: Развивать слуховое внимание, память, интерес к поэтическому литературному жанру.
27. Сочиняем сказку.
Цель: Учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов, развивать речевую активность.
28. Составь предложение по сюжету.
Цель: Развивать грамотность речи, способность составлять предложения, быть внимательным к сюжету, анализировать своё предложение.
29. Загадки о цветах в стихах.
Цель: Учить осмысливать загадки, отличать их от других произведений малых фольклорных форм, самостоятельно их составлять, запоминать названия цветов, активизировать словарь.
30. Скажи фразу с разной интонацией.
Цель: Учить детей произносить фразы из сказок с разной интонацией (вопросительной, удивлённой, с разной силой голоса, в разном темпе, развивать творческие способности, речь детей.
31. Когда это бывает?
Цель: Используя стихотворения закреплять знания детей о временах года, развивать связную речь, внимание, находчивость, воспитывать эстетические эмоции и переживания, уважение к поэту.
32. Позовём сказку.
Цель: Используя чудесный мешочек, доставать игрушки, сочиняя про них сказку; развивать творческое воображение детей, учить эмоционально передавать переживания действующих лиц.
33. Что забыл нарисовать художник?
Цель: Активизировать умственную деятельность, развивать внимание, замечать предметы, отсутствующие на картинках, характерные для героев сказок.
34. Игра – конкурс «Лучшая роль».
Цель: Побуждать детей к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей.
35. Было – будет.
Цель: Уточнять представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени, используя стихотворения, развивать быстроту мышления, сообразительность.
36. Так бывает или нет?
Цель: С помощью небылиц развивать логическое мышление, умение замечать и доказывать непоследовательность в суждениях.
37. Игра с пальчиками.
Цель: Приучать слушать речь, понимать, о чём говорится в потешке; соотносить слова с действием пальцев.
38. От зёрнышка до булочки.
Цель: С помощью художественной литературы и сюжетных картинок дать детям представление о том, откуда на столе появился хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу и труду; развивать интерес к чтению познавательных книг.
39. Придумай загадку.
Цель: Учить детей придумывать загадки, составлять связный рассказ о предметах, подбирать и использовать в речи сложные предложения, эпитеты, метафоры, сравнения.
40. Расскажи сказку по опорным картинкам.
Цель: Развивать речь детей, умение пересказывать сказку по опорным предметным картинкам, проявлять творчество в пересказе.
41. Подбери пословицу.
Цель: Учить детей понимать значение пословиц, связывать их с определённой ситуацией, подбирать пословицы к рассказам, сказкам, басням.
42. Добавлялки.
Цель: Развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас детей, учить подбирать рифму.
43. Тихо или громко.
Цель: Учить детей управлять своим голосом, произносить разные стихотворения с разным уровнем громкости, использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра.