Марина Челтыкина
Классный час «Пленка памяти» для учащихся 3–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час на тему: «Плёнка памяти»
Цель: расширять знания учащихся о фотографии и фотоаппаратах, познакомить детей с профессией военный фотограф, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Ход занятия
Учитель: Начать свое занятие мне бы хотелось с загадки. Угадайте, о чем говорится в загадке.
Всем, конечно, пригодится
Эта сложная вещица.
Стоит кнопочку нажать,
Можно каждого догнать,
И заставить замереть,
И поближе рассмотреть,
Сделать памятные снимки
И запомнить все на «симке».
Есть ручной и автомат,
Это -…
(Фотоаппарат) (показать фотоаппарат)
Учитель: Верно, молодцы! Для чего нам нужен фотоаппарат? (ответы ребят)
Верно, чтобы сделать фотографии. Каково же значение фотографии в жизни человека? Для чего нужны фотографии? (ответы ребят).
Спасибо за ответы, да, конечно, это в первую очередь, память. Память о важных для нас событиях, будь это Новый год, день рождения или встречи с близкими, друзьями, путешествия с семьей. Можно, сказать, что фотография – это «хранитель воспоминаний».
А еще фотографии можно назвать «мостом между поколениями». Кто-нибудь может предположить, почему? (ответы детей).
Фотографии – это не только наши личные воспоминания, но и связь с прошлым нашей семьи. Они помогают нам узнать, как выглядели наши предки, узнать об их образе жизни, традициях. Вспомните, ребята, скорее всего в домах ваших прабабушек, возможно, и бабушек, есть старые черно-белые фотографии ваших родственников, которые жили задолго до вашего рождения.
Также фотография – это «окно в мир». Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Благодаря фотографиям, мы узнаем о разных достопримечательностях не только нашей страны, но и всего мира. Можем любоваться фотографиями диких зверей, птиц, насекомых, живущих на других континентах.
Сейчас почти у всех есть фотоаппараты. А если фотоаппарата нет, то мы фотографируем на что? (ответ детей) Верно, на телефон.
Первый фотоаппарат придумали примерно 200 лет назад. Конечно, он очень отличался от нынешнего фотоаппарата. Был большой, тяжелый; чтобы получить качественный снимок, надо было стоять неподвижно несколько минут.
Если сейчас фотографии цифровые, то раньше были пленочные фотоаппараты. Возможно, кто-то из вас видел фотопленки. (показать). Вначале были черно-белые фотопленки, позже появились цветные.
Фотографии печатались в специальных ателье и бережно хранились в фотоальбомах. Поднимите руки те, у кого дома есть фотоальбомы?
Ребята, для многих людей фотография – это не только увлечение, но и профессия. И у фотографов, как и у многих профессий, тоже есть свой профессиональный праздник. Он отмечается 12 июля.
Но мы с вами не просто так говорим сегодня о фотоаппарате и фотографиях. Наш разговор будет непосредственно связан с ними. Я вам сейчас покажу несколько фотографий, а вы попробуйте догадаться, что на них изображено? (показать фото военных лет)
Это фотографии с Великой Отечественной войны.
Сегодня я хочу поговорить с вами о военных фотографах, которые бок о бок с солдатами прошли всю войну до самого Берлина.
Ребята, выскажите свое мнение, что вы сегодня узнаете из нашего занятия? (ответы детей)
Предлагаю назвать наше занятие «Пленка памяти».
Взгляните на фотографию «Первый день войны». Что мы тут видим? (ответы детей).
В тот роковой для нашей страны день фотограф Евгений Халдей был в Москве проездом и вдруг заметил, что люди выходят на улицу и собираются у репродуктора. Он поспешил к ним со своим фотоаппаратом и сумел запечатлеть на снимке уникальную картину: обступив репродуктор со всех сторон, люди с напряженными лицами слушают обращение к ним Молотова о том, что началась война.
Уже на второй-третий день после объявления войны фотокорреспонденты были на фронте. Издали войну не снимешь. Поэтому они отправлялись на передовую и снимали из окопов, смотровой щели танка, из кабины самолета, из окна горящего здания.
Предположите, ребята, легко ли им было снимать войну? (ответы детей)
В чем была трудность и опасность для них? (ответы детей)
Какими качествами обладали военные фотографы? (ответы детей)
Верно, они были смелыми, выносливыми, самоотверженными, физически сильными. Снимать войну было страшно и опасно. Фотографам приходилось нелегко. Они должны были находиться в центре сражений во время боя, чтобы снять важные моменты, сидеть в засаде, мерзнуть, голодать. Военные фотографы с боями входили с нашей армией в разрушенные деревни и города и попадали в плен к фашистам,
Как вы думаете, что снимали военные фотографы? (ответы детей)
Снимок под названием "Комбат" (фотограф Макс Альперт) стал одним из самых известных во всей фотолетописи Великой Отечественной войны. Ребята, предположите, что происходило в момент съемки? (ответы детей)
Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.
Знаменитый снимок «Беженцы». Кого мы видим на фотографии? (ответы детей)
На фотографии колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев… Им пришлось покинуть родные дома. Возможно, их деревня была разрушена или сожжена. И что ждет их впереди неизвестно…
Среди военных фотографов были даже женщины. Взгляните на фотографию, сделанную фотографом Натальей Боде. Что вы тут видите? (ответы детей)
Фотография называется «Танкисты и подбитый «Тигр». Командир танка показывает пробоину в башне немецкого танка «Тигр». А пробоина была получена от нашего танка «Т-34». Обратите внимание на лица солдат. Какие они? (ответы детей) На следующий же день этот снимок вышел в газете, и наши солдаты воспряли духом: оказывается, до этого считавшиеся непобедимыми немецкие танки можно и нужно бить дальше!
Ребята, подумайте: обыкновенных людей, которые не воевали, а просто жили или трудились в тылу на заводах в военное время, нужно было снимать? Почему? (ответы детей)
Все верно. Благодаря этим фотографиям мы узнаём о жизни и труде не только взрослых, но и подростков, детей, стариков и женщин. (показать фотографии тружеников тыла)
Взгляните на этот самый знаменитый и самый радостный снимок с войны. (показать фото «Знамя Победы над Рейхстагом») Догадайтесь, о чем он? (ответы детей)
Фотография называется «Знамя Победы над Рейхстагом». Рейхстаг – это главное здание Берлина. Красный флаг, возвышающийся над зданием Рейхстага, является одним из ярких символов победы над нацистской Германией и началом новой жизни. Автором снимка является Евгений Халдей.
Ребята, что мы видим на снимке? (ответы детей) Столица Германии, Берлин, в руинах. Победа уже близка. И два советских солдата устанавливают на крыше Рейхстага флаг Советского Союза. Так раньше называлась наша страна. Красный флаг означал, что долгая, кровопролитная война позади, что наш народ одержал Победу!
Ребята, вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале занятия? (ответы детей) Скажите, какую ценность представляют фотографии, сделанные во время Великой Отечественной войны, для нас? (ответы детей)
Да, все верно. Благодаря этим фотографиям, мы знаем, какие разрушения, страдания принесла война людям. Они отражают героизм, единство народа в эти трудные годы. Мы обязаны помнить об этом и не забывать, какой ценой досталась Победа нашему народу. Тем более, в этом году 9 мая вся страна будем отмечать 80 лет Победы. В связи с этим 2025 год указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом защитника Отечества, а в Чувашии – Годом Победы и патриотизма.
А теперь я предлагаю вам, ребята, в память о нашей встрече сделать общее фото.