Любовь Синицына
«Мордовская радуга». Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке
Задачи: учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух; продолжить формирование об особенностях национальной женской одежды мордвы, о народных промыслах мордовского края; знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа, развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству; воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле
Интеграция образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»):
Социально-коммуникативное развитие:
развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
учить детей мордовским народным играм, в том числе с речевым сопровождением;
воспитывать интерес и уважение к культуре мордовского народа, народному творчеству и мокшанскому языку;
способствовать формированию гражданской позиции ребенка, чувства причастности к многонациональной Родине.
Познавательное развитие:
развивать любознательность детей, способствовать формированию познавательных действий;
формировать представления о социокультурных ценностях мокшанского народа;
формировать представления о географических и климатических особенностях мордовского края.
Художественно-эстетическое развитие:
продолжать знакомить детей с устно-поэтическим народным творчеством мордовского народа;
реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей (театрализованную, изобразительную).
Физическое развитие:
развивать такие физические качества личности как ловкость, координация и гибкость;
развивать равновесие, координацию движения, моторику рук;
содействовать становлению ценностей здорового образа жизни.
Материал и оборудование:
Методы и приемы:
социально-игровая мотивация;
проблемная ситуация;
беседа;
физкультминутки со словами на мокшанском языке;
исполнение диалога на мокшанском языке;
рассказ воспитателя
подвижные игры.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры, чтение стихов, потешек, загадок, пословиц.
Ход занятия
Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу. Воспитатель: Шумбратада шабат! Дети: Шумбратада, Любовь Николаевна! (дети присаживаются на стульчики, слушают рассказ воспитателя). Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как называется наша страна? (ответы детей: наша страна называется Россия) Воспитатель: Правильно ребята, но у каждого из нас ребята, есть ещё малая родина – это место, где человек родился, вырос. Кто назовёт, как называется наша малая родина? (ответы детей Республика Мордовия). Воспитатель: Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, традиции и, конечно же, язык. Мы можем услышать русский, мордовский, татарский и другие языки. А мы с вами живём в Мордовии. Мордва – это народ, с которым связано имя нашей республики. Мордва состоит из двух групп - эрзя и мокша (воспитатель показывает слайд девушки эрзянки и мокшанки). Наши предки жили в небольших деревнях, которые окружали леса, реки и поля. Они ловили рыбу, охотились, разводили скот, занимались пчеловодством, выращивали хлеб. И конечно, разговаривали на своих мордовских языках, пели красивые песни. Я знаю ребята, что в нашей группе, есть тоже дети родители которых, мокша, и разговаривают на мокшанском языке. Давайте мы с вами вспомним слова на мокшанском языке. Воспитатель: Какие слова вам запомнились? (дети называют слова, тядя, аляй, бабай, атяй,шаба, шубрат, ава, васедемозонк) Максим, кода тядяцень лемоц? Ребёнок: Монь тядязень лемоц Катя. Воспитатель: Света, кода лемоц бабацень? Ребёнок: Бабазень лемоц Любовь Александровна, сон мокшава. Воспитатель: Андрей, кода лемоц атяцень? Ребёнок: Атязень лемоц Виктор Николаевич. Воспитатель: Сон мокша? Ребёнок: Сон мокша. Воспитатель: Варя, а кода аляцень лемоц? Ребёнок: Алязень лемоц Сергей. Воспитатель: Молодцы ребята. А вам интересно узнать, как зарождался мордовский народ? (ответы детей: да). Тогда мы сейчас с вами послушаем видео ролик «Легенда о рождении мордовского народа». (Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный. И поныне живет и процветает народ мордовский на земле большой Российской.
Воспитатель: Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой, своими песнями, танцами, играми. Мы с вами отдохнём и поиграем в мордовскую игру «Шаромня» (Карусель)
Физкультминутка Шаромня
Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:
1. Савор, савор, саворне,
Шары, шары, шоромнесь.
Меле, меле, сиденяста,
Шары, шары, шаромнесь
2. Сате, сате ласькозня,
Лоткак, лоткак, шаромня.
Фкя-кафта, фкя-кафта,
Лоткась шаромсь шарома.
Пробежав 2 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру. (дети присаживаются на стульчики). Воспитатель: Мокша и эрзя могут гордиться своим костюмом, рубхой - панар вышивкой, украшениями. Мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные «сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи—русские говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь. (Воспитатель с детьми рассматривают мордовские национальные костюмы) слайды. Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришла в гости мордовская матрёшка Маруня, подойдите к столу, рассмотрим какой у неё костюм, и посмотрите на свои костюмы, вы тоже очень нарядные, как и наша гостья Маруня. Воспитатель: Ребята, посмотрите, из каких сложных элементов состоит мордовский орнамент. Воспитатель: Дети, сейчас мы соберём из пазла красивый орнамент. (дети совместно собирают из пазла мордовский орнамент, и выставляют на доске.) Воспитатель: Таня, из каких геометрических фигур состоит этот орнамент? Ребёнок: Орнамент состоит их треугольника, ромба. Воспитатель: Правильно, Варя, какие фугуры видишь здесь? Ребёнок: Треугольник, круг, звёздочка. Воспитатель: Звёздочка, обратите внимание, восьмиконечная. Воспитатель: Света, какие цвета здесь ты увидела?
Ребёнок: Цвета красный и чёрный. Воспитатель: В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего красный и чёрный. Воспитатель: А сейчас, я хочу с вами поиграть в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку». (Рассматривают на слайде кукол в костюме мокшаночки и зрзяночки). Воспитатель: Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки? Дети: Рубахи шьют из холста, вышивают одинаковыми шерстяными нитям
Воспитатель: Как выполнена вышивка на костюмах? Дети: Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки - кокошник. Воспитатель: Ребята, пройдем в свою мастерскую, выполним аппликацию. Присаживаемся за стол и будем украшать орнаментом мордовскую рубаху – панар. Дети, прежде украсим рубаху, немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди) А сейчас приступайте к работе. Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают на шаблон рубахи. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям. Воспитатель: Заканчивайте работу. Подойдите поближе, полюбуйтесь на рубахи – панар. Воспитатель: Какие цвета вы использовали? Дети: Красный, чёрные, зелёный, жёлтый. Воспитатель: Почти все цвета радуги. Мне понравились все ваши работы: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. Я думаю, нашей гостье ваши работы очень понравились.
Окончание занятия:
Совместное с детьми подведение итогов и оценка результатов совместной деятельности.
Воспитатель: Шабат (дети, вам занятие тусь мялезонт? (понравилось) А мес? (А чем). Высказывания детей
Литература:
1. Артюхова И. С., Антонова М. В. Россия – наш общий дом. Моя Мордовия: книга для первоклассника Республики Мордовия М. : ООО «Русское слово – учебник», 2017. 2. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. - Саранск, 1983. 3. Прохоров А. А. Полотенце Вирявы. Саранск. Мордовское книжное издательство. 1994. 4. Валдоня: Программа и методические рекомендации. - Саранск, 2001.