Папки-передвижки

«Мордовская радуга». Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка

Любовь Синицына
«Мордовская радуга». Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке

Задачи: учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух; продолжить формирование об особенностях национальной женской одежды мордвы, о народных промыслах мордовского края; знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа, развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству; воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле

Интеграция образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»):

Социально-коммуникативное развитие:

развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;

учить детей мордовским народным играм, в том числе с речевым сопровождением;

воспитывать интерес и уважение к культуре мордовского народа, народному творчеству и мокшанскому языку;

способствовать формированию гражданской позиции ребенка, чувства причастности к многонациональной Родине.

Познавательное развитие:

развивать любознательность детей, способствовать формированию познавательных действий;

формировать представления о социокультурных ценностях мокшанского народа;

формировать представления о географических и климатических особенностях мордовского края.

Художественно-эстетическое развитие:

продолжать знакомить детей с устно-поэтическим народным творчеством мордовского народа;

реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей (театрализованную, изобразительную).

Физическое развитие:

развивать такие физические качества личности как ловкость, координация и гибкость;

развивать равновесие, координацию движения, моторику рук;

содействовать становлению ценностей здорового образа жизни.

Материал и оборудование:

Методы и приемы:

социально-игровая мотивация;

проблемная ситуация;

беседа;

физкультминутки со словами на мокшанском языке;

исполнение диалога на мокшанском языке;

рассказ воспитателя

подвижные игры.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры, чтение стихов, потешек, загадок, пословиц.

Ход занятия

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу. Воспитатель: Шумбратада шабат! Дети: Шумбратада, Любовь Николаевна! (дети присаживаются на стульчики, слушают рассказ воспитателя). Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как называется наша страна? (ответы детей: наша страна называется Россия) Воспитатель: Правильно ребята, но у каждого из нас ребята, есть ещё малая родина – это место, где человек родился, вырос. Кто назовёт, как называется наша малая родина? (ответы детей Республика Мордовия). Воспитатель: Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, традиции и, конечно же, язык. Мы можем услышать русский, мордовский, татарский и другие языки. А мы с вами живём в Мордовии. Мордва – это народ, с которым связано имя нашей республики. Мордва состоит из двух групп - эрзя и мокша (воспитатель показывает слайд девушки эрзянки и мокшанки). Наши предки жили в небольших деревнях, которые окружали леса, реки и поля. Они ловили рыбу, охотились, разводили скот, занимались пчеловодством, выращивали хлеб. И конечно, разговаривали на своих мордовских языках, пели красивые песни. Я знаю ребята, что в нашей группе, есть тоже дети родители которых, мокша, и разговаривают на мокшанском языке. Давайте мы с вами вспомним слова на мокшанском языке. Воспитатель: Какие слова вам запомнились? (дети называют слова, тядя, аляй, бабай, атяй,шаба, шубрат, ава, васедемозонк) Максим, кода тядяцень лемоц? Ребёнок: Монь тядязень лемоц Катя. Воспитатель: Света, кода лемоц бабацень? Ребёнок: Бабазень лемоц Любовь Александровна, сон мокшава. Воспитатель: Андрей, кода лемоц атяцень? Ребёнок: Атязень лемоц Виктор Николаевич. Воспитатель: Сон мокша? Ребёнок: Сон мокша. Воспитатель: Варя, а кода аляцень лемоц? Ребёнок: Алязень лемоц Сергей. Воспитатель: Молодцы ребята. А вам интересно узнать, как зарождался мордовский народ? (ответы детей: да). Тогда мы сейчас с вами послушаем видео ролик «Легенда о рождении мордовского народа». (Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный. И поныне живет и процветает народ мордовский на земле большой Российской.

Воспитатель: Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой, своими песнями, танцами, играми. Мы с вами отдохнём и поиграем в мордовскую игру «Шаромня» (Карусель)

Физкультминутка Шаромня

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

1. Савор, савор, саворне,

Шары, шары, шоромнесь.

Меле, меле, сиденяста,

Шары, шары, шаромнесь

2. Сате, сате ласькозня,

Лоткак, лоткак, шаромня.

Фкя-кафта, фкя-кафта,

Лоткась шаромсь шарома.

Пробежав 2 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру. (дети присаживаются на стульчики). Воспитатель: Мокша и эрзя могут гордиться своим костюмом, рубхой - панар вышивкой, украшениями. Мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные «сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи—русские говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь. (Воспитатель с детьми рассматривают мордовские национальные костюмы) слайды. Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришла в гости мордовская матрёшка Маруня, подойдите к столу, рассмотрим какой у неё костюм, и посмотрите на свои костюмы, вы тоже очень нарядные, как и наша гостья Маруня. Воспитатель: Ребята, посмотрите, из каких сложных элементов состоит мордовский орнамент. Воспитатель: Дети, сейчас мы соберём из пазла красивый орнамент. (дети совместно собирают из пазла мордовский орнамент, и выставляют на доске.) Воспитатель: Таня, из каких геометрических фигур состоит этот орнамент? Ребёнок: Орнамент состоит их треугольника, ромба. Воспитатель: Правильно, Варя, какие фугуры видишь здесь? Ребёнок: Треугольник, круг, звёздочка. Воспитатель: Звёздочка, обратите внимание, восьмиконечная. Воспитатель: Света, какие цвета здесь ты увидела?

Ребёнок: Цвета красный и чёрный. Воспитатель: В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего красный и чёрный. Воспитатель: А сейчас, я хочу с вами поиграть в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку». (Рассматривают на слайде кукол в костюме мокшаночки и зрзяночки). Воспитатель: Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки? Дети: Рубахи шьют из холста, вышивают одинаковыми шерстяными нитям

Воспитатель: Как выполнена вышивка на костюмах? Дети: Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки - кокошник. Воспитатель: Ребята, пройдем в свою мастерскую, выполним аппликацию. Присаживаемся за стол и будем украшать орнаментом мордовскую рубаху – панар. Дети, прежде украсим рубаху, немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Моя страна»

Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди) А сейчас приступайте к работе. Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают на шаблон рубахи. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям. Воспитатель: Заканчивайте работу. Подойдите поближе, полюбуйтесь на рубахи – панар. Воспитатель: Какие цвета вы использовали? Дети: Красный, чёрные, зелёный, жёлтый. Воспитатель: Почти все цвета радуги. Мне понравились все ваши работы: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. Я думаю, нашей гостье ваши работы очень понравились.

Окончание занятия:

Совместное с детьми подведение итогов и оценка результатов совместной деятельности.

Воспитатель: Шабат (дети, вам занятие тусь мялезонт? (понравилось) А мес? (А чем). Высказывания детей

Литература:

1. Артюхова И. С., Антонова М. В. Россия – наш общий дом. Моя Мордовия: книга для первоклассника Республики Мордовия М. : ООО «Русское слово – учебник», 2017. 2. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. - Саранск, 1983. 3. Прохоров А. А. Полотенце Вирявы. Саранск. Мордовское книжное издательство. 1994. 4. Валдоня: Программа и методические рекомендации. - Саранск, 2001.

Публикации по теме:

Конспект комплексной ОД «Мордовская народная сказка. Как собака друга искала» и аппликация из прямоугольников «Собачка»Конспект комплексной ОД «Мордовская народная сказка. Как собака друга искала» и аппликация из прямоугольников «Собачка» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группыКонспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы. Тема: «Мы -грамотные.

Конспект образовательной деятельности с детьми 3–4 лет «Мы — молодцы» Конспект образовательной деятельности «Мы - молодцы»Возраст детей: от 3 до4лет Цель: 1. Закреплять основные цвета спектра, счет в пределах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мордовская радуга». Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка
Опубликовано: 21 февраля 2025 в 19:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мордовская радуга». Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Синицына (УИ 813757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД