Лучший педагог года

«Волшебная бумага». Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности

Попова Екатерина
«Волшебная бумага». Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»

для детей – 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: воспитатель Попова Е. А.

Ульяновск 2024

Содержание

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная бумага».

Пояснительная записка Цели и задачи программы Содержание программы Планируемые результаты

2. Комплекс организационно – педагогических условий.

Календарный учебный график Условия реализации программы Формы аттестации

Оценочные материалы Методические материалы Список литературы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Волшебная бумага»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Волшебная бумага» художественно-эстетической направленности, предназначена для обучения детей 3-4 лет в системе дополнительного образования и рассчитана на 1 год обучения. Уровень освоения программы стартовый.

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст. 16, ст. 17, ст. 75, ст. 79);

Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы: Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05

«О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими

рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года

№ 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

«Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Актуальность

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.

Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.

Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование).

Новизна программы заключается в приобщении детей к декоративно- прикладному искусству как источнику прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты; в возвращении традиций ручного труда как потребности самостоятельно создавать прекрасное.

Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала участием в выставках, конкурсах и в других мероприятиях. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома и т. д.

Возрастные особенности

Программа «Волшебная бумага» имеет стартовый уровень и рассчитана на 1 год обучения детей младшего дошкольного возраста 3 – 4 лет.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Срок реализации программы: 32 часа (октябрь-май)

1 раз в неделю в понедельник в 15.30 – 15.45

Возраст детей 3-4 года

Наполняемость группы: 14 человек.

Условия приема учащихся

В объединение «Волшебная бумага» принимаются дети с 3 лет. Для приема в объединение достаточно заявления от родителей о приеме ребенка.

Набор детей на стартовый уровень программы «Волшебная бумага» происходит по свободному принципу. Принятыми могут быть все желающие, не имеющие особых творческих способностей.

Программа предусматривает изучение теоретических знаний по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества. На теоретическую часть отводится не более 30% от общего объема времени занятий. Теория преподносится в виде игры с сопровождение показа приемов работы и ответов на вопросы детей.

Форма обучения

- основной формой обучения является очная форма. Допускается дистанционная работа (предполагается сотрудничество с родителями воспитанников: консультирование, фотоотчеты мессенджерах Сферум, WatsApp) Организация образовательного процесса в соответствии с учебным планом в объединении осуществляется по группам. Состав группы постоянный.

Формы работы

Данная программа предусматривает использование следующих форм работы:

фронтальной – подача учебного материала всей группе учащихся.

индивидуальной – самостоятельная работа учащихся с оказанием педагогом помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая их активности и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

групповой – когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.

Каждое занятие строится по единому принципу:

Организационный момент. Приветствие;

Тема занятия;

Объяснения по теме (теоретическое занятие);

Выполнение задания (практическое занятие);

Разминка;

Подведение итогов занятия.

Организация занятий по программе «Волшебная бумага» отвечает следующим требованиям:

- цель занятия определена содержанием общеразвивающей программы;

- учебный материал подобран в соответствии с целью и содержанием занятия;

- эффективное использование времени с учетом всех структурных элементов занятия;

- сочетание всех форм работы: коллективной, индивидуальной, групповой и т. д.

- соответствие методов и приемов обучения теме и содержанию занятий.

В работе с детьми педагог использует различные методы и приемы обучения, обеспечивающие усвоение учащимися заложенных в программе знаний, умений и навыков.

Методы работы

Методы работы выбираются в зависимости от темы и поставленной цели.

Занятия проводятся в виде игр, с использованием демонстрационных (показ изделий, образцов работ, практических и аналитических (наблюдение, сравнение) методов.

Наиболее эффективными являются игровые методы, т. к. игра -ведущий вид деятельности ребенка, которая позволяет привести к активной переработке материала, пробудить интерес и эмоциональное отношение к работе.

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивают непосредственное восприятие детьми конкретных предметов и их образов и облегчают усвоение материала.

На каждом занятии проводятся физкультминутки и упражнения для снятия усталости глаз.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

«Волшебная бумага» удовлетворяет принципу доступности педагогической деятельности, так как темы занятий выбраны с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Учебный материал программы соответствует возрастным особенностям детей и их интересам. В программе предусматривается принцип педагогической деятельности - принцип научности, т. е. выбрано из огромного богатства, накопленного человеком, то немногое, что дети в состоянии усвоить. Учитывается принцип сознательности – учащиеся усваивают знания и умения сознательно, с интересом, а не механически, лишь в силу подражания, и такие сознательные знания, умения и навыки закрепляются прочно, и дети могут в дальнейшем свободно ими пользоваться. Процесс обучения по программе выстроен по принципу систематичности и последовательности, чтобы творческая

деятельность была связана со всеми сторонами общекультурной, воспитательной и общеразвивающей сферы и опиралась овладением новыми умениями и навыками на то, что уже усвоено. На занятиях программы широко используется принцип наглядности, так как он особенно важен – отражает впечатления от окружающей жизни. Учащимся предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами или их изображениями.

Цель программы: развитие творческого потенциала детей, их познавательного интереса посредством освоения различных техник декоративно – прикладного творчества и применения полученных знаний в повседневной жизни.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Воспитательная работа.

Воспитательная составляющая программы «Волшебная бумага» способствует приобщению обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а так же формированию у обучающихся основ российской гражданской идентичности и готовность обучающихся к саморазвитию, активное участие коллектива и его отдельных представителей в социально-значимой деятельности и др.

В программе используются комплексные средства, которые решают многие воспитательные задачи, являются многофункциональными, охватывают разные виды деятельности. Это: игры, беседы, обучающие занятия. В воспитательной деятельности используются индивидуальные, групповые и коллективные формы, которые тесно взаимосвязаны.

Содержание программы

Учебный план объединения «Волшебная бумага»

№ Название раздела Количество часов

1 Введение в программу 1

2 «Мозаичная аппликация» 4

3 «Бумажный комочек» 4

4 Бумажная полоска «Петля» 4

5 «Квиллинг» 7

6 Объемные поделки (складывание) 4

7 Оригами из кругов 4

8 Оригами из квадратов 4

Введение в программу 1 час Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д; Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию; Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

«Мозаичная аппликация» 4 часа Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали

«Бумажный комочек» 4 часа Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

Бумажная полоска «Петля» 4 часа Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение

«Квиллинг» 7 часов Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Показать основные приемы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку, использовать накрученные спиральки для выполнения объемной аппликации. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость.

Объемные поделки (складывание) 4 часа Познакомить детей с приемом складывания квадрата (прямоугольника) пополам, по прямой с делением боковых сторон пополам и совмещением противоположных верхних и нижних сторон и углов. Условно назвать этот прием складывания «Книжечка». Воспитывать усидчивость, терпение.

Оригами из кругов 4 часа Познакомить ребят с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя);

Поделка «ГРИБОК». Научить детей складывать круг пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию.

Оригами из квадратов 4 часа учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение.

Планируемые результаты

В ходе реализации программы у детей должен быть сформирован:

- художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость и усидчивость;

- воспитано умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

- в группе создана благоприятная атмосфера для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

сформирована ориентация на дальнейшее познание и творчество в жизни;

- развита память, внимание, фантазия, воображение, самостоятельное мышление, мелкая моторика рук, глазомер;

- развиты коммуникативные навыки.

Условия реализации программы

Характеристика помещения для занятий по программе: групполвая комната, в которой проводятся занятия, светлая, уютная, соответствует СанПин. Комната имеет окна, высокие потолки, освещение.

Кадровое обеспечение программы:

Программу «Волшебная бумага» реализует педагог Попова Екатерина Анатольевна

Педагогический стаж – 16 лет. Образование - высшее.

Обучение детей по программе - бесплатное.

Материально-техническое обеспечение программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Волшебная бумага» реализуется в МБДОУ № 162 «Сказка» г. Ульяновска. Групповая комната оборудована столами и стульями, шкафами с отделениями для хранения методических, дидактических и других материалов:

- цветная бумага,

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА,

-бумажные полоски шириной 5-7 мм,

-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,

-ножницы,

- карандаши простые,

-линейка,

-кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка.

Наглядные средства: образцы работ, фотографии. Имеются технические средства обучения – ноутбук.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, мероприятиях.

Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное мышление, художественный вкус).

Формы аттестации

Формы аттестации учащихся по декоративно – прикладному творчеству помогают выявить:

• творческий потенциал учащегося;

• индивидуальный темп развития художественных способностей;

• глубину постижения программы

По программе используются следующие формы аттестации:

демонстрационные: организация выставок, конкурсов.

Контроль за качеством освоения программного материала проводится систематически и регулярно: в начале и конце учебного года (мониторинг)

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.

4. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

5. Долженко Г. И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

6. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.

7. Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М. : Эксмо

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Волшебная бумага». Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности
Опубликовано: 21 февраля 2025 в 19:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Волшебная бумага». Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности» (включая файлы) размещена пользователем Попова Екатерина (УИ 1285112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД