Людмила Моисеева
Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний педагогов, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Речевое развитие дошкольников через словесные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2019
В ДОУ приоритетное направление развитие речи, поэтому темой моего самообразования стала тема «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством словесных игр». Так как считаю, что словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.
Словесные игры наиболее сложны тем, что они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. При проведении таких игр у детей развивается речь.
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
В своей работе использую дидактические игры, настольно-печатные, игры с предметами.
Вопрос к вам - Как вы думаете, что развивают дидактические игры? (выслушать ответы педагогов)
Да, именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь. (показ дидактических игр).
Также использую в работе хороводные игры: «Шире круг», «Каравай», «Мышеловка», «Здравствуй, осень», «По малину в сад пойдем», «Затейники», «Карусель»,
Какое значение имеют хороводные игры в речевом развитии детей? (выслушать ответы педагогов)
Верно, они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.
Большое внимание уделяю подвижным играм со словами. Мы играем в такие игры, как: «Гори, гори ясно», «Курочка и цыплята», «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Мы веселые ребята», «Мороз Красный нос».
Что развивают подвижные игры? (выслушать ответы педагогов)
Они развивают речевую и двигательную активность, вырабатывают реакцию на словесный сигнал.
Игры с предметами способствуют повышению речевой активности детей, например, с мячом «Съедобное – не съедобное», «Летает – не летает». Эффективно использую также пальчиковые игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальцев ребенка.
Какие еще игровые приёмы можно использовать в работе с детьми разных возрастных групп по развитию речи? (выслушать ответы педагогов)
Сюжетно-ролевые игры одни из самых любимых у наших детей, и это очень важно, ведь через игру ребенок познает окружающий мир, в игровой деятельности совершенствуется речевое общение, активизируется словарный запас слов.
А сейчас давайте с вами поиграем в игру-развлечение «Цветик-семицветик». Давайте встанем в круг. На каждом лепестке есть задания, которые надо выполнить. Хором произносим слова и кружимся.
1. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
И 1-ый лепесток игра «Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. (само-, везде-, теле-, верто-)
2. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
2-ой лепесток игра «Дополни предложение»
Содержание игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине, но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «снег»:
Выпал снег,
Сегодня выпал снег,
Сегодня утром выпал снег,
Сегодня рано утром выпал снег,
Сегодня рано утром выпал белый снег,
Сегодня рано утром выпал белый, пушистый снег,
Сегодня рано утром выпал первый, белый, пушистый снег,
Сегодня рано утром выпал первый, белый, пушистый снег на улицу,
Сегодня рано утром выпал первый, белый, пушистый снег на улицу и дома
3. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
3-ий лепесток игра «Слово наоборот»
Ведущий называет быстро слова. Дети должны назвать противоположное по значению слово (веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – страшный, пустой, тяжелый, злой, нежный, хороший и т. д.)
4. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
4-й лепесток Физическая минутка «Цветки»
Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет,
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
(ладони соединить лодочкой)
(по очереди открыть пальцы)
(подуть на руки)
(покачать пальцами вперед-назад)
(подвигать ладонями вправо-влево)
(сложить пальцы лодочкой)
(подвигать ладонями вправо-влево)
(положить голову на ладони)
5. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
5-ый лепесток игра «Отгадай словечко»
Играющим необходимо отгадать последнее слово, причем в рифму.
Едет он на двух колесах, не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой. (велосипед)
Когда порою одиноко, вдруг в тишину ворвётся звон, и голос друга издалека тебе подарит. (телефон)
На одной ноге кружится, беззаботна, весела, в пестрой юбке танцовщица, музыкальная. (юла)
6. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
6-й лепесток хороводная игра (по выбору - время года)
Хороводная игра «Зимушка-Зима»
Уж ты зимушка – зима,
Закружила, замела.
Все дорожки, все пути,
Ни приехать, ни пройти.
А Морозушка – Мороз
Дети идут по кругу, взявшись за руки
Поднять руки вверх показать величину воза
Потирают плечи, топают ногами
Прикатил подарков воз:
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветры завьюженные
И метели дружные.
Помахивают кистями сверху вниз.
Сильно качают руками над головой из стороны в сторону
7. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
7-ой лепесток игра «Сочиним сказку»
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук «а». Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц) У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук «а». Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук «а». Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчата были рады!
Вам понравилась сказка?
Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве?
Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, - который не потерял в себе волшебника!