Десятова Наталья Викторовна
Мастер-класс «Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: передача накопленного опыта по использованию приёмов моделирования на логопедических занятиях
Задачи:
Повышение компетентности, активизация исследовательской позиции участников мастер-класса;
Апробация и обсуждение эффективности приемов моделирования;
Форма проведения мастер-класса : практикоориентированное занятие (15-20 минут).
Публикация «Мастер-класс „Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
Содержание деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии.
Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения.
Формирование группы
Приветствие «Какой я» Участники сидят по кругу.
- Начнем работу со знакомства. Вы будете по очереди называть свое имя и три присущие Вам качества.
Ведущий резюмирует сказанное:
-Какие замечательные сегодня собрались здесь творческие люди, желающие повысить свой интеллектуальный потенциал.
Деление на группы (метод «Составь фразу»)
Участники берут карточку, на которой написано слово (символ) и ищут еще двоих (троих, четверых, чтобы получилась «знакомая фраза» :
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Не гордись званием, а гордись знанием.
У пространства нет размера, а у знаний нет предела.
Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Применительно к детскому саду, моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Предлагаю варианты использования наглядного моделирования в различных разделах коррекционно-логопедической работе, которые позволяют активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Первое, где я начинаю использовать наглядные модели - это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений я сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.
2. Использование элементов моделирования при проведении дыхательной гимнастики.
Схематические изображения используются для разграничения ротового и носового вдоха и выдоха
3. Работа со звуком.
Начиная работу над звуками, я так же использую модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать.
Символы фонем логически связаны со звуковым аналогом звуков и отражают положение губ при их артикулировании. При построении модели согласных звуков учитывается участие или неучастие губ, вибрация голосовых связок и пр. Значение этих моделей в том, что они наглядно отражают положение органов речевого аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука.
Согласные звуки противопоставляются по следующим признакам:
По типу резонаторов (ротовой или носовой звук).
По месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух.
По участию голоса и шума (звонкие и глухие звуки).
По наличию смягчения (твердые и мягкие звуки).
На данном этапе работы я подвожу ребенка к мысли, что о звуке можно составить целый рассказ, можно даже сочинить сказку или загадку, а помогут в этом символы, живущие в конвертике. Такой подход повышает эффективность усвоения навыков звукового анализа и облегчает процесс подготовки к обучению грамоте.
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.
При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Для этой работы я использую различные дидактические игры и пособия, например:
1. Пособие “Где звук?”
Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.
2. Игры “Дом Звуков”.
Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук.
Для этой игры на начальных этапах обучения я предлагаю детям схему ответа, опираясь на которую детям легче построить речевое высказывание.
Например, характеристика первого звука в слове: ребенок называет предложенную картинку, называет первый звук в названии изображенного предмета, определяет первый звук гласный или согласный, “заселяет” картинку в домик (гласный звук – красный дом, согласный твердый – синий и т. д.)
3. Пособия «Поезд», «Новоселье» используется для закрепления знаний детей о слоговой структуре слов. В первом вагоне находятся предметные картинки, в названии которых один слог, во втором – два слога и т. д.
4. В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии использую ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь, полубукву, изображение предметов с помощью букв.
5. Грамматический строй. Метод наглядного моделирования позволяет уточнить понятие о роде предметов, упражнять в согласовании местоимений (он, она, оно и др.) с существительными.
Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР.
“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово.
Дети учатся употреблять в речи предлоги, правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.
8. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
Построение наглядных моделей для всех видов связных высказываний: от построения предложения по опорным маркерам до пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять логопедическую коррекцию связной речи детей с ОНР.
Во время занятий по развитию связной речи используются схемы для составления описательных и сравнительных рассказов, придумывания загадок.
При работе над всеми видами связного высказывания: пересказе, составлении описательных рассказов, рассказывании по картине и серии картин широко используются мнемотаблицы, в которых с помощью условных значков кодируется содержание текста. Дети, декодируя информацию по мнемотаблице, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа или стихотворения.
Разновидность схематической – мнемодорожки, часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений. Мнемодорожки помогают понимать, запоминать и воспроизводить скороговорки, крылатые выражения, пословицы и поговорки.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Практическая работа педагогов.
Задания с использованием схемы слова:
• Отгадай, какое слово «зашифровано» в пиктограмме.
• Раздели слово на слоги.
• Сосчитай количество слогов в слове.
• Выложи фишками количество слогов в слове.
• Помести предметную картинку с этим словом в определенный вагончик (номер вагончика соответствует количеству слогов в слове).
Задания с использованием схемы предложения.
• Составь предложение по опорным пиктограммам
• Сосчитай количество слов в предложении.
• Составь схему предложения.
Задания с использованием мнемотаблицы.
• Разложи в определенной последовательности картинки с условными обозначениями стихотворения.
• Расскажи стихотворение.