Светлана Мыленкова
Наглядное моделирование в работе с дошкольниками с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядное моделирование в работе с дошкольниками с задержкой психического развития.
В начале XX в. была выделена особая группа детей с трудностями в процессе обучения, но не являющихся умственно отсталыми – дети с задержкой психического развития.
Дети с ЗПР – весьма сложная и требующая пристального внимания педагогов категория детей с нарушением нормального темпа познавательного развития и формирования эмоционально-волевой сферы. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности наиболее ярко проявляется в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Публикация «Наглядное моделирование в работе с дошкольниками с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Специфика внимания детей с ЗПР, выражающаяся в отсутствии сосредоточенности ребенка на предмете изучения, частой отвлекаемости, невозможности распределения внимания на разные виды деятельности, обуславливает необходимость формирования у них положительной мотивации к занятиям. Учебный материал должен соответствовать индивидуальным возможностям ребенка, включать различные вспомогательные средства, активизирующие внимание и предупреждающие утомление, инертность психических функций.
Моделирование - это наглядный практический метод обучения, заключающийся в том, что мышление, внимание, память и речь ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Преимущества использования метода наглядного моделирования при работе с дошкольниками с ЗПР :
• ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ЗПР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к разным видам деятельности. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
• применяя графическую аналогию, мы формируем у детей умение видеть главное, систематизировать полученные знания, что крайне тяжело даётся детям с ЗПР.
• модели помогают рассматривать и описывать объекты в определенной последовательности, по плану, обучая тем самым логике рассматривания, рассказывания.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним, в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Доступность моделирования заключается в том, что в его основе лежит принцип замещения реальных предметов рисунком, схемой, значком.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с задержкой психического развития, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
1) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2) быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
3) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
4) она должна облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев).
Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам:
1. Усвоение и анализ сенсорного материала увязывается с наблюдением за реальными объектами и явлениями, свойствами и отношениями в окружающей действительности.
2. Перевод его на знаково-символический язык, т. е. процесс замещения предметов схематическими образами.
Выполнение первых двух этапов являются необходимым условием для перехода к третьему.
3. Работа с моделью, т. е. ее использования для раскрытия отраженных в ней связях.
Виды моделей :
1. Сенсорные модели (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов: цвет, форма, величина, толщина, размер, материал).
2. Понятийные модели (выделенные в объекте существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков, показывает связи в изолированном и обобщенном виде).
3. Макетные модели (модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, функциональности представляемого объекта).
4. Графические модели ( обобщенно передающие разные виды отношений: графики, формулы, схемы и т. д.).
5. Пошаговые модели (модели пошаговых действий).
Этапы овладения детьми моделями :
Первый этап - предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
Модели многофункциональны. Они могут использоваться в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.
Начать обучение детей с ЗПР методу наглядного моделирования следует с самого простого – предложить им поиграть в игру «Что в круге?». В этой игре дети знакомятся с условными обозначениями, у них формируется умение классифицировать предметы.
Суть игры состоит в том, что педагог рисует на листе бумаги кружочки (или любые другие геометрические фигуры, перечисляя при этом: «Это яблоко, это груша, это слива…Что бы мне еще вспомнить?» Если дети будут затрудняться с ответом, то воспитателю следует продолжить думать вслух: «Что же у нас еще растет на дереве в саду?» После того, как дети подключались к перечислению фруктов и называли несколько, надо обвести все эти маленькие кружочки одним большим кругом и спросить: «Что вы перечислили? Фрукты? Тогда большой круг это что?» Дети начнут перечислять варианты: фрукты, тарелка и т. д. Когда их варианты заканчивались, надо опять вернуться к маленьким кружочкам: «Нет, это не фрукты, это стулья, столы, шкафы, кровати… Тогда вот этот большой круг будет квартирой». На этом примере дети понимают, что разные предметы можно заменить геометрическими фигурами.
Затем педагог предлагает обозначить предметы не просто любой геометрической фигурой, а той которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи и фрукты – кругом, мебель – прямоугольником, а человека – треугольником.
Когда дети привыкают изображать предметы и героев сказок, себя разными символами, можно предложить им составить модель сказки, которую недавно прочитали. Для начала, стоит взять сказку с простым и всем знакомым сюжетом и предложить детям заранее заготовленные карточки на выбор. Помня при этом, что символ должен быть максимально простым. Следует обговорить и обыграть все карточки с каждым ребенком.
Постепенно, по мере того, как все дети освоятся, они начинут сами придумывать карточки-символы, объясняя почему нарисовали именно так.
При составлении карточек-символов, обозначающих действия, признаки предметов или эмоции, следует поиграть их, воспроизводя действие на эмоционально-жестовом уровне.
Далее вводятся в занятия мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. Они очень удобны при разучивании стихотворений (придумывается своя схема на каждую строчку). Правда, на начальном этапе детям с ЗПР их составление дается очень тяжело, но по составленным педагогом мнемотаблицам они запоминают стих быстрее, даже те дети, которым крайне тяжело дается разучивание чего-либо.
Постепенно память детей будет укрепляться, будет развиваться образное мышление, дети станут запоминать тексты лучше, легче и эмоциональней.
После этого можно знакомить детей с графическими моделями, на примере схемы кукольной комнаты. Заинтересовать детей этим вопросом позволит создание проблемной ситуации, в соответствии с которой в город переехала жить новая кукла Настя. Ей дали комнату, но она боится, что не сможет сама расставить мебель. Кукла Настя принесла детям схему своей старой комнаты, но сказала, что теперь она купила себе телевизор и не знает, куда его поставить.
Постепенно степень оказания помощи детям при использовании моделей будет сокращаться, и дети станут пытаться самостоятельно создавать модели.