МААМ-картинки

Познавательно-исследовательская деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда

Махруткина Оксана
Познавательно-исследовательская деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать +Заказ

Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоения ребенком окружающего мира, объектов природы, людей, и т. д. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем ввиду, активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробирование любого материала.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно- исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления, и соответственно развиваются психические функции (восприятие, мышление, речь).

В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, удовлетворяет свою любознательность, расширяет представления о мире, а с другой стороны овладевает основополагающими формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовыми, пространственными и временными отношениями.

На логопедических занятиях дети также не остаются в стороне. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в тоже время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его так, чтобы побудить к находкам и открытиям.

Развитие речи, как средство передачи информации и активизации мышления успешно может развиваться в познавательно-исследовательской деятельности детей. Планирование, решение, выполнение и анализ любой деятельности невозможен без речевого акта, и как этим ребенок пользуется, необходимо внимание педагога.

Я расскажу вам о некоторых направлениях исследовательской деятельности, которые используются в ДОУ, на занятиях с детьми – логопатами.

Первое направление исследовательской деятельности – это исследование собственного артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных занятиях, с использование зеркала. Дети сидят перед зеркалом внимательно изучают свой аппарат, исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы, твердое и мягкое небо. Педагог лишь подсказывает, какие опыты можно произвести на речевом аппарате, но что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и также самостоятельно делают необходимые выводы.

Работа проводится в три этапа:

1. Вначале ребята просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их.

2. Далее, с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как открывается и закрывается рот, как сжимаются и растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков.

3. Завершается работа экспериментом, какие звуки можно произнести, а какие нельзя если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, ели зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его, то к нижним зубам, то к верхним.

Итак, очень важно дать ребенку посмотреть, пощупать, послушать.

Второе направление- это исследование неречевых звуков. Развитие фонематического восприятия.

Для этого педагог использует разные предметы, которые производят звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть: связка ключей, листы бумаги, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые бутылочки, дудки и многое другое.

Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков.

Если у ребенка отмечается нарушение звуковосприятия, то педагог предлагает отвернуться ребенку, а сам извлекает какой - либо звук, а затем предлагает определить, какой предмет он использовал. Любят дети игру «шумящие баночки», где дети должны определить какая баночка, с какой крупой была задействована.

Третье направление – исследование речевого дыхания.

Для изучения речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на комок ваты, ленточки, ручку, тяжелый кубик, тем самым регулируют воздушную струю и готовят аппарат к постановке звуков.

Четвертое направление- трансформация букв и слов.

Большие возможности для развития познавательно исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов.

Первое направление- это конструирование букв из разного материала. Это могут быть: счетные палочки, шнурки, камешки марблс, мозаика, пуговицы, карандаши. Чем активнее ребенок, тем богаче набор предметов. Здесь создается ситуация выбора, из чего выложить буквы.

По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда ребята, не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины. Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая задача - запомнить внешний вид и начертания букв.

Второе направление- трансформация букв: как из одной буквы получить другую (передвинуть палочку, что-то добавить, или убрать, заменить один предмет другим).

Познавательно - исследовательская деятельность реализуется при анализе отдельных фраз и предложений. В простом варианте - это перестановка слов с целью получения правильной фразы (например, «окошке сидит кошка») или соединение разорванных частей предложении.

Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности представляют кроссворды, ребусы. Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование математических представлений и естественно научных представлений.

На занятиях такого типа главной целью является не разгадывание кроссворда, а обучение детей анализу звукового и буквенного состава слова.

Кроме того решение кроссвордов способствует развитию таких навыков исследовательской деятельности, как способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность.

А сейчас я хотела бы провести с вами фрагмент занятия по автоматизации звука ш в словах и предложениях с использование познавательно - исследовательской деятельности.

Книжка открывается – сказка начинается. Слушайте внимательно.

Жил-был заяц. Звали его Тошка. Целыми днями сидел он дома и не знал, чем ему заняться. Решил он пойти погулять. Вдруг откуда не возьмись, летит сорока.

-Ты что, заяц, такой грустный?

-Да не знаю чем заняться, ничего интересного вокруг.

-Да ты что заяц! Я вот по лесу летаю, почту разношу. Так интересно!

-А можно я тебе помогу?

-Конечно!

Давайте и мы поможем.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

-Назовите картинки на конвертах, в названии которых есть звук ш. Определите место звука в словах карандаш, шапка, игрушки, мышь и т. д.

(выполняют задания).

-Слушайте сказку дальше.

Справился заяц с заданием и побежал дальше. Бежит по сторонам не смотрит, чуть в паутину не угодил.

-Добрый день, Тошка, поприветствовал его старичок-паучок. Давай я тебя научу в моих узорах разбираться.

Согласился заяц.

Да и мы с вами поучимся.

Упражнение на развитие зрительного восприятия.

(перед педагогами картина представлена в виде зашумленных предметов)

-Какие предметы вы видите в паутине? Назовите предметы со звуком ш. Какой предмет лишний? Почему?

(выполняют задания)

Зайчику пора идти дальше. На лесной опушке Тошка увидел ежика Колючку, который никак не мог развязать мешочек с сюрпризом. Давайте поможем ему. Для начала потрогаем его двумя руками и предположим, что же там спрятано (трогают волшебный мешочек).

-Как вы думаете, что же там спрятано? (мячи)

-Почему? (круглый, гладкий)

-А теперь посмотрим (логопед достает из мешочка мяч).

-Какие действия, можно совершать с мячом? (бросать, пинать, ловить и т. д)

-Мяч сделан из резины, значит он, какой? (резиновый).

Упражнения на автоматизацию звука ш и развитие мелкой моторики.

-Большое спасибо,- сказал ежик. Но не мог бы ты отнести подарок Лягушонку.

-А какой подарок, мы узнаем, отгадав загадку. Это овощ, название его начинается на звук Г. Что это за фрукт? (тарелка с грушами покрыта полотенцем после отгадывания загадки полотенце убирается)

-Какого цвета груши?

-Что можно приготовить? (компот, варенье, джем).

-А как вы думаете, какая груша слаще зеленая или красная?

-А теперь попробуем на вкус.

(пробуют на вкус и находят правильный ответ).

-Тошка согласился отнести подарок лягушке и отправился в путь. Вдруг он увидел речку, через которую не было переправы.

-Поможем зайчонку? (да).

- На столах у вас лежит разный материал, подберите тот, который поможет сделать переправу (выбирают материал и делают переправу).

- А теперь посчитайте камешки так, один камешек, два камешка и т. д. (выполняют задания).

-Так Тошка, перебрался на другой берег реки, отдал подарок Лягушке и в лес побежал.

Упражнение на употребление сложных предложений и развитие мелкой моторики.

Зайчонок Тошка вышел на очень красивую поляну. Везде росли цветы, пели птицы, а в центре поляны рос огромный дуб. «Здравствуй Тошка, поиграй со мной, ответь на мои вопросы, порадуй старика», - сказал дуб. Закончи предложения, подбирая 2 варианта: «Наташа ела кашу, потому что …» (выполняют задания).

-И последнее какой буквы не хватает в слове. уба. (ш).

-Напиши или выложи ее с помощью подручных средств.

(выбирают подходящий материал и выкладывают).

-Спасибо тебе зайчонок, - сказал старый дуб.

Помог заяц Старому дубу и побежал домой. А по дороге домой подумал: «Если руки и голова заняты, то и скучать некогда».

-Давайте вспомним, чем сегодня занимался зайчонок.

(выполняют задание)

Возможности для развития познавательно- исследовательской деятельности в ДОУ велики и задача логопеда – стремиться, как можно чаще создавать для этого необходимые условия.

Публикации по теме:

«Проектная деятельность в работе учителя-логопеда». Эссе МБДОУ детский сад 2-й категории №1 солнышко Эссе на тему «Моя педагогическая философия» Учитель – логопед : Жмаева Елена.

Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих. Н. А. Калиман 1 сентября 2013 года вступил.

Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе учителя-логопеда Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить понятия такие как «речь», «предложение»,.

Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школеО коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Приемы автоматизации звуков в коррекционной работе учителя-логопеда. Игры с песком, логопедическая игра «Ходилки» ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ с песком Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную.

Видео о приемах автоматизации звуков в коррекционной работе учителя-логопеда «Звук [М]. Буква «М» Игры с песком, логопедическая игра «Ходилки» Видео фронтального коррекционного занятия в старшей группе детского сада: "Звук М. Буква.

Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата Социально-экономические изменения, которые происходят в нашей стране, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к.

Семинар «Актуальные проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда»Семинар «Актуальные проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальные проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда. Тема:"Театрализованная деятельность детей старшей логопедической группы".

Экспериментальная деятельность в работе учителя-логопеда Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 19:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Махруткина Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД