Махруткина Оксана
Познавательно-исследовательская деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать +Заказ
Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоения ребенком окружающего мира, объектов природы, людей, и т. д. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем ввиду, активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробирование любого материала.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно- исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления, и соответственно развиваются психические функции (восприятие, мышление, речь).
В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, удовлетворяет свою любознательность, расширяет представления о мире, а с другой стороны овладевает основополагающими формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовыми, пространственными и временными отношениями.
На логопедических занятиях дети также не остаются в стороне. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в тоже время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его так, чтобы побудить к находкам и открытиям.
Развитие речи, как средство передачи информации и активизации мышления успешно может развиваться в познавательно-исследовательской деятельности детей. Планирование, решение, выполнение и анализ любой деятельности невозможен без речевого акта, и как этим ребенок пользуется, необходимо внимание педагога.
Я расскажу вам о некоторых направлениях исследовательской деятельности, которые используются в ДОУ, на занятиях с детьми – логопатами.
Первое направление исследовательской деятельности – это исследование собственного артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных занятиях, с использование зеркала. Дети сидят перед зеркалом внимательно изучают свой аппарат, исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы, твердое и мягкое небо. Педагог лишь подсказывает, какие опыты можно произвести на речевом аппарате, но что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и также самостоятельно делают необходимые выводы.
Работа проводится в три этапа:
1. Вначале ребята просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их.
2. Далее, с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как открывается и закрывается рот, как сжимаются и растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков.
3. Завершается работа экспериментом, какие звуки можно произнести, а какие нельзя если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, ели зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его, то к нижним зубам, то к верхним.
Итак, очень важно дать ребенку посмотреть, пощупать, послушать.
Второе направление- это исследование неречевых звуков. Развитие фонематического восприятия.
Для этого педагог использует разные предметы, которые производят звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть: связка ключей, листы бумаги, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые бутылочки, дудки и многое другое.
Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков.
Если у ребенка отмечается нарушение звуковосприятия, то педагог предлагает отвернуться ребенку, а сам извлекает какой - либо звук, а затем предлагает определить, какой предмет он использовал. Любят дети игру «шумящие баночки», где дети должны определить какая баночка, с какой крупой была задействована.
Третье направление – исследование речевого дыхания.
Для изучения речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на комок ваты, ленточки, ручку, тяжелый кубик, тем самым регулируют воздушную струю и готовят аппарат к постановке звуков.
Четвертое направление- трансформация букв и слов.
Большие возможности для развития познавательно исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов.
Первое направление- это конструирование букв из разного материала. Это могут быть: счетные палочки, шнурки, камешки марблс, мозаика, пуговицы, карандаши. Чем активнее ребенок, тем богаче набор предметов. Здесь создается ситуация выбора, из чего выложить буквы.
По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда ребята, не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины. Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая задача - запомнить внешний вид и начертания букв.
Второе направление- трансформация букв: как из одной буквы получить другую (передвинуть палочку, что-то добавить, или убрать, заменить один предмет другим).
Познавательно - исследовательская деятельность реализуется при анализе отдельных фраз и предложений. В простом варианте - это перестановка слов с целью получения правильной фразы (например, «окошке сидит кошка») или соединение разорванных частей предложении.
Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности представляют кроссворды, ребусы. Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование математических представлений и естественно научных представлений.
На занятиях такого типа главной целью является не разгадывание кроссворда, а обучение детей анализу звукового и буквенного состава слова.
Кроме того решение кроссвордов способствует развитию таких навыков исследовательской деятельности, как способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность.
А сейчас я хотела бы провести с вами фрагмент занятия по автоматизации звука ш в словах и предложениях с использование познавательно - исследовательской деятельности.
Книжка открывается – сказка начинается. Слушайте внимательно.
Жил-был заяц. Звали его Тошка. Целыми днями сидел он дома и не знал, чем ему заняться. Решил он пойти погулять. Вдруг откуда не возьмись, летит сорока.
-Ты что, заяц, такой грустный?
-Да не знаю чем заняться, ничего интересного вокруг.
-Да ты что заяц! Я вот по лесу летаю, почту разношу. Так интересно!
-А можно я тебе помогу?
-Конечно!
Давайте и мы поможем.
Упражнение на развитие фонематического слуха.
-Назовите картинки на конвертах, в названии которых есть звук ш. Определите место звука в словах карандаш, шапка, игрушки, мышь и т. д.
(выполняют задания).
-Слушайте сказку дальше.
Справился заяц с заданием и побежал дальше. Бежит по сторонам не смотрит, чуть в паутину не угодил.
-Добрый день, Тошка, поприветствовал его старичок-паучок. Давай я тебя научу в моих узорах разбираться.
Согласился заяц.
Да и мы с вами поучимся.
Упражнение на развитие зрительного восприятия.
(перед педагогами картина представлена в виде зашумленных предметов)
-Какие предметы вы видите в паутине? Назовите предметы со звуком ш. Какой предмет лишний? Почему?
(выполняют задания)
Зайчику пора идти дальше. На лесной опушке Тошка увидел ежика Колючку, который никак не мог развязать мешочек с сюрпризом. Давайте поможем ему. Для начала потрогаем его двумя руками и предположим, что же там спрятано (трогают волшебный мешочек).
-Как вы думаете, что же там спрятано? (мячи)
-Почему? (круглый, гладкий)
-А теперь посмотрим (логопед достает из мешочка мяч).
-Какие действия, можно совершать с мячом? (бросать, пинать, ловить и т. д)
-Мяч сделан из резины, значит он, какой? (резиновый).
Упражнения на автоматизацию звука ш и развитие мелкой моторики.
-Большое спасибо,- сказал ежик. Но не мог бы ты отнести подарок Лягушонку.
-А какой подарок, мы узнаем, отгадав загадку. Это овощ, название его начинается на звук Г. Что это за фрукт? (тарелка с грушами покрыта полотенцем после отгадывания загадки полотенце убирается)
-Какого цвета груши?
-Что можно приготовить? (компот, варенье, джем).
-А как вы думаете, какая груша слаще зеленая или красная?
-А теперь попробуем на вкус.
(пробуют на вкус и находят правильный ответ).
-Тошка согласился отнести подарок лягушке и отправился в путь. Вдруг он увидел речку, через которую не было переправы.
-Поможем зайчонку? (да).
- На столах у вас лежит разный материал, подберите тот, который поможет сделать переправу (выбирают материал и делают переправу).
- А теперь посчитайте камешки так, один камешек, два камешка и т. д. (выполняют задания).
-Так Тошка, перебрался на другой берег реки, отдал подарок Лягушке и в лес побежал.
Упражнение на употребление сложных предложений и развитие мелкой моторики.
Зайчонок Тошка вышел на очень красивую поляну. Везде росли цветы, пели птицы, а в центре поляны рос огромный дуб. «Здравствуй Тошка, поиграй со мной, ответь на мои вопросы, порадуй старика», - сказал дуб. Закончи предложения, подбирая 2 варианта: «Наташа ела кашу, потому что …» (выполняют задания).
-И последнее какой буквы не хватает в слове. уба. (ш).
-Напиши или выложи ее с помощью подручных средств.
(выбирают подходящий материал и выкладывают).
-Спасибо тебе зайчонок, - сказал старый дуб.
Помог заяц Старому дубу и побежал домой. А по дороге домой подумал: «Если руки и голова заняты, то и скучать некогда».
-Давайте вспомним, чем сегодня занимался зайчонок.
(выполняют задание)
Возможности для развития познавательно- исследовательской деятельности в ДОУ велики и задача логопеда – стремиться, как можно чаще создавать для этого необходимые условия.