Наталья Булатова
Дидактические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с ребенком с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Как радостно светятся глаза малышей, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
В своих работах Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
Публикация «Дидактические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с ребенком с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Дидактическая игра в коррекционно-образовательном процессе - одна из форм коррекционного воздействия учителя-логопеда на ребенка с ОНР. В. И. Селивёрстов в книге «Игры в логопедической работе с детьми» подчеркивал: «Работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов, игр в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях».
Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, увлекательным, действенным, интересным, позволяющим ребенку получить собственный опыт.
Работа над звуком : постановка, автоматизация, развитие фонематического восприятия, - монотонный и кропотливый труд, требующий от дошкольника усидчивости, внимания, сосредоточенности, что под силу не каждому взрослому.
Проблема состоит в том, что порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук в речи только после многократного повторения этого звука словах. Но механическое многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.
Поэтому формированию системы игр по развитию звуковой стороны речи, уделила особое внимание, посчитав, что именно применение дидактической игры в этом направлении будет способствовать эффективности коррекционно-образовательного процесса, ускорив процесс автоматизации звуков.
Мною дидактическая игра используется как в индивидуальной, так и подгрупповой образовательной деятельности.
В ходе дидактической игры создаю такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Игры на автоматизацию изолированных звуков
Поедем на машине
Автоматизация изолированного звука р.
В тетради, ребенок и педагог рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику. Ребенок ставит палец на начало маршрута, и длительно произносит звук р. В результате он должен доехать до интересующего объекта. Для автоматизации звука л, выбирается образ гудящего парохода, или самолета. Для з – комарика, для ж – жука.
Пальчики здороваются.
Ребенок большим пальцем поочередно прикасаются к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Ребенок представляет, что указательный и средний палец – это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок шагает по столу, произнося на каждый шажок заданный звук или слог.
Игры на автоматизацию звука в слогах
«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.
“Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз: ра-ра-ра-ра-ра. да все слоги будут названы, баночки превращаются в "звенящие".
Телеграмма.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребёнку, называет звук, слог или пару слогов. Ребёнок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей не правильно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дощла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.
Игры на автоматизацию звука в словах
«Собери цветочек»
Дети собирают цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как собрали цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках
Дидактическая игра «Медвежонку снятся сны»
Детям предлагается посмотреть, что снится медвежонку. Они берут облачко - сон и называют, что нарисовано на картинке.
«Рыбалка», в которой вместо удочки используется палочка с магнитом, а вместо рыбок – картинки с заданным звуком. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
Игры на автоматизацию звука во фразах и предложениях
Соседи
Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определённым звуком. Ребё нок должен без ошибок назвать всех соседей: жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется.
Артисты
Детям раздаётся по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Педагог описывает или показывает картинку. Каждый ребёнок определяет, подходит ему или нет, если подходит, составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребёнок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учётом автоматизированного звука.
Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, делает коррекционную работу наиболее разнообразной, увлекательной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, способствует и развитию речевой активности детей, и повышению результативности.
Список использованной литературы
1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб. : Издательство «Лань», 1999;
2. Волкова Л. С. Логопедия. – М. : Владос, 2009;
3. Косинова Е. М. Уроки логопеда. – М. : Эксмо, 2010;
4. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки. Буквы. Слова. – М. : Корона – Век, 2012.
Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992
3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - Спб., 2001
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. -, 1983