Елена Евдокимова
Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда
Слайд 2
Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения. К. Д. Ушинский
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов в коррекционной работе.
Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
Публикация «Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Логопедические игры
- Мяч, мячик
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Слайд 3
Многие знают, как нелегко приходится учителю-логопеду в первые дни нового учебного года, чтобы привлечь, заинтересовать детей. Некоторые дети очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
На помощь приходят любимый всеми детьми мяч. По нашим наблюдениям в игре с мячом даже стеснительные дети легче и быстрее включаются в работу, желание поиграть со всеми пересиливает застенчивых. Во время игр с мячом дети охотно и с интересом выполняют монотонные, однообразные задания.
Слайд 4
Особая ценность игр с мячом заключается в том, что они воздействуют одновременно на моторную и психическую сферу. Во время игр с мячом в мозг воспитанников поступает разнообразная информация, которая требует быстроты реакции. Совместная работа детей и учителя-логопеда позволяет решить комплекс коррекционно-развивающих задач : развивать память, внимание, речь.
Слайд 5
Коммуникативно-речевое развитие на логопедических занятиях осуществляется с использованием различных игр с мячом. Предлагаю познакомиться с комплексами игр направленными на развитие общей и мелкой моторики, для автоматизации звуков, развития фонематического восприятия, ориентировки в пространстве.
На первых занятиях некоторые дети неохотно играют с мячом, т. к. стесняются своей неловкости и поэтому в начале учебного года игры с мячом более простые : перекидывание мяча из руки в руку, подбрасывание мяча в вверх, ловля его. Детям легче работать с мячом большого размера. После того как дети уверенно начинают играть с большим мячом мы начинаем выполнять разнообразные действия с мячом меньшего размера.
Слайд 6
В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха;
- автоматизация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи.
Слайд 7
Игры с мячом для развития мелкой моторики
- «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
- «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
- «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
- «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
- «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Слайд 8
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
- «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
- «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
- «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
- «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ([д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
- «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
- «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова» - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
- «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
- «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
- «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
- «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.
Слайд 9
Игры с мячом для автоматизации звуков
- «С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
- «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
- «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
- «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши).
- «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
- «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
- «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).
- «Мы со звуком Р играем и слова мы называем» - назвать слова на заданный звук.
Слайд 10
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
- «Мяч бросаю, диких животных называю».
- «Мяч передаю, посуду назову».
- «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
- «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
- «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
- «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
- «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
- «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
- «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
- «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
Слайд 11
Отдельно хочется рассказать о работе с мячиком для Су-Джок терапии.
Использование Су-Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности. Игры с мячиком ёжиком очень нравятся детям.
Сделать занятия более разнообразными и интересными помогает художественное слово. И массаж становится не скучным. Отрабатывая движения, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов, заучивает стихи и рассказывает их сам.
Формы работы с детьми : пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие памяти, внимания, выполнение гимнастики, звуковой анализ слов, совершенствование навыков употребления предлогов, слоговая структура слов.
Слайд 12 Остановлюсь на таких формах, как: 1. Автоматизация звуков - поочередно надеваем массажное кольцо на каждый палец сначала правой, затем левой руки, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ш: на правой руке «Этот малыш –Илюша, Этот малыш – Ванюша, Этот малыш – Алеша, Этот малыш – Антоша, А меньшой малышка – шалунишка Мишка»); На левой руке: Эта малышка-Танюша, (на большой палец) Эта малышка-Ксюша, (указательный) Эта малышка-Маша, (средний) Эта малышка-Даша, (безымянный) А меньшую зовут Наташа (мизинец)
Слайд 13 2. Совершенствование лексико-грамматических категорий Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Съедобное - несъедобное» и т. д.
Слайд 14 3. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий - под коробку; зеленый -около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Слайд 15 4. Развитие фонематического слуха Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу” Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука: красный - для гласных, синий с колечком - для звонких твёрдых согласных, синий без колечка - для глухих твёрдых согласных, зелёный с колечком - для звонких мягких согласных, зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.
Слайд 16 5. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. Для развития памяти, восприятия и внимания ( дети выполняют инструкции: «Найди два одинаковых шарика, разложи шарики по цвету, найди все синие (красные, желтые, зеленые, сделай разноцветные шарики (сине-красный, зелено-желтый) и т. д.);
Слайд 17 Таким образом, практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают повысить интерес к логопедическим занятиям, получать новые знания, развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Спасибо за внимание!