Ирина Фирсова
Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осуществление коррекционно – логопедической работы с применением нетрадиционных методов (песочная терапия).
Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы.
Публикация «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Остановимся подробнее на песочной терапии.
Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а, значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Это загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливость, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным.
Благодаря этому нетрадиционному методу, мы сможем: развивать мелкую моторику, работать над фонематической и лексической стороной речи и формировать фразовую речь.
Игры с песком можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе.
Игры с песком могут быть самые разнообразные:
• обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
• познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира;
• проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.
В младшем дошкольном возрасте можно использовать формочки, совочки.
В среднем дошкольном возрасте задания усложняются, включаются игры на развитие тактильной чувствительности: "Горячее-холодное", "Сухое - мокрое", "Твёрдое - мягкое", "Гладкое - шершавое".
В старшем дошкольном возрасте добавляются игры для подготовки руки к письму. Игры с буквами. Дети пишут сначала пальцем, потом палочкой. "Графические диктанты", "Допиши букву", "Слепи букву", "Выложи букву", "Найди букву", "Слоговые дорожки".
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность детей. Ошибки на песке исправляются проще, чем на бумаге. Поэтому напряжение и страх у детей исчезают. Они занимаются с удовольствием. Это дает возможность ощущать себя успешными.
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
- существенно повышается мотивация ребенка к логопедическим занятиям;
- снижается уровень напряжения и возбудимости;
- совершенствуется мелкая моторика пальцев рук у детей, а следовательно развивается речь;
На фоне комплексной логопедической помощи песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребенка. Альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.