Елена Буторова
Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №332 Красноармейского района Волгограда»
Адрес: 400112, г. Волгоград, ул. Пролетарская,37;
тел. : (8442) 67-65-08; тел. /факс 67-46-36; e-mail : sad-332@mail.ru
ИНН/КПП 3448017193/ 344801001 ОГРН 1033401199149
Статья
Тема: «Совместная деятельность учителя – логопеда с родителями, как результат эффективной коррекционной работы».
Публикация «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №332 Красноармейского района Волгограда»
Автор: Буторова Елена Валериановна
учитель – логопед
Волгоград 2019
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков своих детей;
- взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеиваю одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, отвечая на занятиях или уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, настоятельно предъявляемые взрослыми, не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи их детей, необходимо организовать:
- выступления на родительских собраниях;
- индивидуальное консультирование родителей;
- занятия – практикумы;
- совместное выполнение взрослыми и детьми домашних заданий.
Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в последних числах августа или в первых числах сентября. На этом собрании обозначаются цели и задачи совместной работы логопеда с родителями на учебный год, рассказываю о системе логопедических занятий, о личной консультации. Акцентируется внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле.
После окончания первого родительского собрания родителей приглашают на экскурсию в раздевалку для ознакомления с полезной информацией:
- материал с рекомендациями по развитию артикуляционной моторики: иллюстрации и описание упражнений для языка, материал о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции, какими сказками можно воспользоваться для выполнения тех или иных упражнений.
- статьи специалистов, взятые из разных книг, журналов и т. д., где дают конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей (раз в две - три недели материал меняется);
- стенд для родителей «Несколько советов родителям».
Аналогичные собрания проводятся в январе и мае.
После двух недель диагностики, провожу первую консультацию не индивидуально, а общую, где провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. Родители самостоятельно перед зеркалом пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для ребенка. Родителям даются рекомендации о том, как нужно заниматься с детьми (во время занятий стараться быть терпеливым, ласковым и спокойным, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям и т. д.). Поэтому родителям потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд.
Далее в течение года раз в неделю провожу индивидуальные консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Получить необходимую помощь для проведения домашних заданий.
Каждую неделю родители получают папки с домашним заданием. Домашнее задание дается на закрепление материала по лексической теме, пройденной в течение недели. Помимо основных заданий по отработке тех или иных грамматических категорий, родители с детьми получают задание в виде творческого проекта (или нарисовать картинку на заданную тему, или создать сказку, или изготовить какой-нибудь атрибут для занятия и т. д.)
На собраниях в январе и мае, проводятся занятия-практикумы, где в роли учителей выступают дети, то есть дети показывают родителям, чему они научились за этот период, а родители учатся у них.
В конце мая на итоговом собрании, для родителей проводится праздник «Чистой речи», где дети показывают, чему они научились за прошедший год. Так же родителям даются рекомендации на летний период.
В течение года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные моменты и занятия, в том числе и логопедическое. В конце года мы приглашаем взрослых на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют знания, умения и навыки, приореенные за это время.
С детьми подготовительной группы, помимо занятий по формированию лексико - грамматических категорий, я провожу занятия и по обучению грамоте. В течение года дети вместе с родителями мастерят буквы из разного материала (поролона, пластилина, природного материала). В конце учебного года все эти поделки оформляем в общую картину – коллаж, например под названием «Буквоград».
Созерцание результатов своего труда радует и детей, и, конечно же, их родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих детей, контролируют и нацеливают их на красивую речь, помогают им, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось, безотказно действуют на ребенка.
Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству логопеда с родителями нам удается добиться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников.