Ляна Евдокимова
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс.
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе.
Основная цель дошкольного образования — обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, при этом важно учитывать и психофизиологические особенности детей из числа лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных, с нарушением слуха, зрения. В большинстве случаев специалисты-медики не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.
Публикация «Мастер-класс „Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе“» размещена в разделах
Число коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты. В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков – все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Это позволяет нам говорить о необходимости проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, логоритмику. В связи с увеличением количества детей с дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием, глухотой, в последние годы среди логопедической хартии получила широкое применение здоровьесберегающая практика (технологии). Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания и культуры здоровья детей, позволяющие дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано природой и развить (скорректировать) имеющиеся отклонения. Эти методы работы помогают достичь максимально возможных успехов в общем оздоровлении, потому что они улучшают качество логопедической помощи и способствуют укреплению всего организма ребенка. Технология развития мелкой моторики
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Используются следующие эффективные приемы для развития мелкой моторики рук:
Кинезиотерапия (выполнение определенных движений телом, пальцами и руками с самого простого до самого сложного. Делать движения не смотря на боль);
Гидрогимнастика (прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мяча, одну или двух бусинок, массажеров, маленьких фигурок, палочек, карандашей);
Су-джок терапия (это лечебная система воздействия на высокоактивные точки кисти и стопы с помощью массажных движений (массаж можно осуществлять семенами, массажерами «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки);
Показ с суджок. Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же его взять?
Японская методика пальцевого массажа (массаж каждого пальца и ладонных поверхностей можно выполнять с помощью каменных, металлических и стеклянных разноцветных шариков «марблс», грецких орехов, шестигранных карандашей и «четок»;
Игровые упражнения ( развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой).
Технология развития артикуляционной моторики.
Логопедический массаж (совокупность приемов механического воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду);
Точечный массаж (точечное воздействие на биологически активные точки);
Артикуляционная гимнастика (выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков) : артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ;
артикуляционная гимнастика для губ и щек;
артикуляционная гимнастика для мышц языка;
артикуляционная гимнастика для нижней челюсти;
артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого неба. Артикуляционная гимнастика улучшит подвижность артикуляционных органов, укрепит мышечную систему, уменьшит напряженность артикуляционных органов, что благоприятно скажется на общем здоровье и коррекционной работе.
Технология развития дыхания и голоса. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводится одновременно.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.
Показ дыхательных упражнений.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит :
улучшение памяти, внимания, мышления
повышение способности к произвольному контролю
улучшение общего эмоционального состояния
повышается работоспособность, уверенность в себе
стимулируются двигательные функции
снижает утомляемость
улучшаются пространственные представления
развивается дыхательный и артикуляционный аппарат
стимулируется речевая функция
улучшается соматическое состояние.
А теперь изобразите, какое у вас настроение?
Рисуют на манке …
В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих детей!