Шамсутдинова Флюра Рафаиловна
«Блокадный Хлеб». Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД»по окружающему миру в старшей группе ДОУ на тему "Блокадный Хлеб"
Цель: развитие нравственно-патриотического воспитания, направленное на формирование и развитие личности ребенка.
Задачи:
Дать детям элементарные знания о Великой Отечественной войне, ее причинах и бедах, которые она принесла.
Познакомить их с блокадным Ленинградом и блокадным хлебом, который стал символом великой и трагической истории человечества.
Расширить кругозор и обогатить словарный запас, а также развить умение слушать и слышать педагога.
Воспитать уважение и благодарность к защитникам Отечества, гордость за свой народ и любовь к Родине.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда.
Изготовление поделок к выставке о блокаде.
Беседы с детьми.
Знакомство с военными наградами.
Слушание военных песен и рассматривание фотографий и иллюстраций, посвященных блокаде.
Чтение «Детской книги войны», в которой собраны воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны.
Материалы и оборудование:
Презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме.
Запись песни «Священная война» на музыку А. Александрова и стихи В. Лебедева-Кумача.
Запись голоса Ю. Левитана с объявлением о начале войны.
Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба.
Образцы хлебных карточек.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: 22 июня 1941 года началась война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен и стремился завоевать наши города и села, убивая мирных жителей. Вскоре он оказался рядом с Ленинградом, стремясь завоевать его, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой, а все окна заклеивали бумагой, чтобы осколки стекла не поранили людей во время обстрелов. Враг окружил Ленинград со всех сторон.
В сентябре 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, длившееся 900 дней и ночей. В этом кольце оказались многие жители города: дети, женщины и старики.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что означает слово «блокада»? (Ответы детей.)
Блокада — это кольцо из немецких войск вокруг города, которое замкнулось. Никто не мог выехать из этого кольца. В начале войны была написана песня «Священная война», которая звала народ на борьбу. Вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города — все это сопровождало людей днем и ночью. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды.
Трудно было всем, но детям приходилось особенно тяжело. Они быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены нужно бежать в бомбоубежище. Самым вкусным и сладким для них был не конфета, а крошечный кусочек хлеба.
Чтение стихотворения «Я вспоминаю хлеб блокадных дней»
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был — из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький — с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко — чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война — это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Л. Хямелянина
Физминутка
В осеннем тумане (закрывают ладонями глаза,
В январском снегу (разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (руки над головой в виде крыши)
На морском берегу! (плавные движения руками волны)
С дворцами и парками строг и красив (отводят руки вправо и влево,
Как будто вплывает в широкий залив (движения руками, плывут)
В блокадные дни под обстрелом в снегу (шагают на месте)
Не сдался, не сдался наш город врагу! (повороты головы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Практически это был единственный продукт питания. Хлеб выдавали по карточкам, норма — 125 грамм. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» — была дороже всего. (Показ иллюстраций на экране.)
Чтобы хлеба было больше, в него добавляли примеси ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу и клей. Резали хлеб только на газете или бумаге, чтобы собрать все крошки и съесть. Чтобы не голодать, люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена.
Однако всю блокаду в городе работали детские сады, но находились они при больницах. Там детям давали не только хлеб, но и кашу из цветочной травы. Взрослые в детских садах и больницах делали все возможное, чтобы дети выжили, даже устраивали им праздники — Новый год, спортивные праздники.
Главным подвигом юных жителей города была учеба. Работало несколько ленинградских школ, они работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни.
Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали все возможное, чтобы освободить город. И наконец, наступил день великого ликования — 27 января 1944 года. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады» Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но и всех солдат, защищающих страну от врага. В честь этой победы был дан артиллерийский салют. (Слайд салюта.)
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Сегодня мы увидели, какой ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда — ценой миллионов жизней, в том числе и детских.
И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню.
Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали то, что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.