Диана Гвоздецкая
Мастер-класс «Осенний листопад»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер-класса : «Осенний листопад»
Класс: 2
Цель мастер-класса : познакомить учащихся с технологией выполнения осенней композиции из осенних листьев.
Задачи занятия:
- совершенствовать навыки выполнения поделки из природного материала – листьев;
- развивать фантазию, воображение, творческие способности, аккуратность;
- научить выполнять аппликацию из листьев;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, воспитывать эстетические чувства.
Методы: Частично- поисковый, практический.
Публикация «Мастер-класс „Осенний листопад“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Осенние поделки, конструирование
- Темочки
Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Направление: проектно-исследовательское
Продукт деятельности: Композиция из осенних листьев.
Оборудование: зонт, сухие листья, ножницы, скотч.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (Объём освоения и уровень владения компетенциями) : познакомить с техникой выполнения композиции их природных материалов (листьев).
Метапредметные (компоненты культурно – компетентностного опыта /приобретённая компетентность) : овладеют способностью принимать и сохранять задачи деятельности; формируется умение планировать учебные действия, контролировать их в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют работать в коллективе; умеют вступать в речевое общение, пользоваться различными источниками информации.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, мотивацию к творческому труду, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; формируется мотивация к учебной деятельности, развиваются навыки сотрудничества; овладевают начальными навыками адаптации в обществе, проявляют интерес к учению; принимают и осваивают роль школьника, понимают личностный смысл учения; проявляют интерес к творческому труду.
Регулятивные: контролируют свои действия; определяют тему и учебные задачи занятия, осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить; соотносят имеющиеся у них материалы, инструменты, приспособления с необходимыми для выполнения работы, контролируют и корректируют свои действия; под руководством учителя составляют план деятельности, определяют последовательность действий; контролируют и корректируют свою деятельность; осознают качество и уровень усвоенных знаний, приобретенных умений.
Познавательные: выделяют необходимую информацию, применяя имеющиеся знания в новой, нестандартной ситуации; находят и выделяют необходимую информацию из различных источников: мультимедийного фильма, загадки, опираясь на полученные ранее знания и приобретенный опыт; под руководством учителя создают алгоритм деятельности, анализируют и делают выводы; оценивают результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников.
Коммуникативные: знают правила речевого общения, применяют их на практике, умеют слушать и слышать; правильно выражают свои мысли в речи, уважают в общении партнёра и самого себя; умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, готовы вести диалог; оказывают поддержку друг другу.
Сценарий мастер - класса
Этапы
урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 2 3 4
1. Мотивация к деятельности
Цель: создание
положительного настроя на предстоящую работу
Ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии.
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Молодцы, что все вовремя смогли приготовиться к уроку, аккуратно расположить всё необходимое на рабочем столе. Демонстрируют готовность к уроку.
Чтобы урок получился удачным необходимо хорошее настроение. Регулятивные: контролируют свои действия.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
Цель: активизировать познавательную деятельность
3. Постановка учебной задачи, целей урока
Цель:
учить правильно определять тему урока, ставить цель, давать обоснование своим ответам.
Ребята, вы обратили внимание, что сегодняшнее занятие необычное. Вы распределены в микро-группы по 4 человека. Давайте вспомним правила взаимодействия групповой работы на занятии.
А чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии я предлагаю вам отгадать загадку.
Кто же в стареньком плаще
Ходит – бродит во дворе,
Дождик веет через сито
И глядит на всех сердито?
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- По каким признакам мы определяем это время года?
- Чем отличаются осенние листья от летних?
А кто из вас смог догадаться, чему будет посвящён наш мастер-класс?
Природа настоящая волшебница! Она создала разнообразный мир листьев, деревьев и кустарников!
Осина нам осенью дарит красивые яркие фонарики, клен роняет на землю оранжевые, пурпурные звезды, а ива, склонившись к реке, засыпает речку тонкими золотыми рыбками.
-Вы наверное, догадались, ребята, почему наш урок начался с загадки про осень?
Всю неделю вы кропотливо готовились к сегодняшнему занятию, а именно, мы вместе собирали опавшие листья, изучали их с помощью информационных источников, готовили их к нашему мастер – классу.
-А теперь, давайте проверим, как хорошо вы знаете какие листья упали с какого дерева. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать. Посовещайтесь, и поднимите в верх загаданный лист.
Русская красавица
Стоит на поляне-
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
Платье потерялось – пуговки остались.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой.
Отлично, каждая группа справилась с заданием. Учащиеся вспоминают правила поведения в группах: уважать друг друга, оказывать взаимопомощь, выслушивать мнение каждого участника, вместе принимать решения и т. д.
Об осени.
Признаки: холодает, опадают листья, чаще идут дожди и т. п.
Осенние листья отличаются от летних - окраской.
Наше занятие посвящено осени.
Отвечают на вопросы учителя
Берёза
Ива
Рябина
Клё н Регулятивные:определяют тему и учебные задачи занятия, осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить.
Познавательные: выделяют необходимую информацию, применяя имеющиеся знания в новой, нестандартной ситуации.
Коммуникативные: знают правила речевого общения, применяют их на практике, умеют слушать и слышать.
Личностные: формируется мотивация к учебной деятельности, развиваются навыки сотрудничества.
Регулятивные: соотносят имеющиеся у них материалы, инструменты, приспособления с необходимыми для выполнения работы, контролируют и корректируют свои действия.
Познавательные:
находят и выделяют необходимую информацию из различных источников: мультимедийного фильма, загадки, опираясь на полученные ранее знания и приобретенный опыт.
Коммуникативные: правильно выражают свои мысли в речи, уважают в общении партнёра и самого себя.
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе, проявляют интерес к учению.
4. Решение учебной задачи. Составление плана действий
Цель:
контролировать и корректировать свою деятельность
Отгадайте загадку, узнайте что сегодня нам предстоит выполнить.
Если дождь стучит по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой!
Осень в гости к нам спешила
Пестрый зонтик уронила.
Не спеши, красавица,
Дай нам позабавиться!
Для чего в осеннюю пору каждому человеку зонт просто необходим?
Совершенно верно! Зонт незаменимая вещь в осеннюю пору. Зонт укроет от ветра, поможет не промокнуть под октябрьским дождем.
А еще сегодня мы дадим вторую жизнь зонтику, который уже не пригоден для похода на улицу, но он отлично подойдет для нашей прекрасной поделки и придаст замечательного осеннего настроения!
Проверьте ваши рабочие зоны:
1. Сухие листья.
2. Ножницы.
3. Скотч.
4. Дополнительные аксессуары.
Чтобы поскорее окунуться в нашу работу, нам необходимо составить план.
Каждая группа будет работать коллективно, вносить свой вклад в общее дело.
План работы:
1. Сортировка заготовленных листьев по признакам :
А) по происхождению;
Б) по цвету;
В) по размеру.
2. Обработка листьев (срезание стеблей)
3. Определение последовательности приклеивания
4. Практическая часть.
Сегодня мы выполним композицию осеннего зонта.
Зонт нужен, чтобы укрыться на улице в непогоду, от дождя. Регулятивные: под руководством учителя составляют план деятельности, определяют последовательность действий.
Познавательные: под руководством учителя создают алгоритм деятельности, анализируют и делают выводы.
Коммуникативные: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, готовы вести диалог.
Личностные: принимают и осваивают роль школьника, понимают личностный смысл учения.
5. Физкультминутка
Цель: сохранение и укрепление детского здоровья.
В небе тучка ой-ой-ой!
(Руки к голове, наклоны влево – вправо)
Все бегут, спешат домой.
(Бег на месте)
Только я один смеюсь,
Чёрной тучки не боюсь.
(Повороты головы влево – вправо)
Не страшны мне дождь и гром,
Я гуляю под зонтом!
(Ходьба на месте)
Синий, красный, и в полоску,
И в цветочек, и в горох,
(Поочередно загнуть пальцы рук)
Очень пестрый зонтик в блестках.
(Руки вверх, «фонарики»)
Всех я сосчитать не смог.
(Повороты влево – вправо)
Под осенним зонтиком с друзьями мы идем
И о чудо зонтиках песенку поем. (Ходьба) Имитируют движения в соответствии со словами стихотворения и действиями учителя
6. Этап самостоятельной деятельности. Практическая работа.
Цель: сформировать и закрепить умения и навыки, применять полученные знания на практике.
Начинаем приступать к работе в группах, по предварительно составленному и обговоренному плану.
Выполняем первый пункт плана – сортируем листья по признакам.
Как вы думаете, для чего мы выполняем эту работу?
Верно, сортировка облегчает работу, легче выбрать нужный лист по форме, размеру, а также правильно рассортированные листья помогут не нарушить цветовую гамму изделия.
Первая группа сортирует листья маленького размера.
Вторая группа листья среднего размера.
Третья группа листья большого размера.
Когда наши листья рассортированы и готовы к дальнейшим действиям, предлагаю приступить ко второму пункту плана – срезанию стеблей.
Как вы думаете, зачем нужно это делать?
Напоминаю технику безопасности при работе с ножницами. Обсудите в своих группах как правильно держать ножницы, передавать их, как правильно пользоваться, где должны быть ножницы после использования.
Обращаемся к третьему пункту плана – последовательность.
Почему последовательность в работе важна? Что такое последовательность?
В нашей поделке также необходима последовательность приклеивания листьев. Для этого будем располагать листья от самых маленьких к самым большим.
Как вы думаете, откуда стоит начинать работу?
С верхушки зонта начнем крепить самые маленькие листья, постепенно вторая группа приступит добавлять средние листья и закончит процесс крепления третья группа, прикрепив самые большие листья.
Также возьмем на внимание положение листьев так же единое и последовательное – черенок кверху, листья наслаиваются друг на друга по часовой стрелке.
Приступаем к четвертому пункту – практической работе – сборке композиции. Выполняю работу, опираясь на составленный план.
Мы сортируем листья, чтобы легче работать и т. д.
Срезать стебли необходимо для удобства и эстетического вида.
Ответы каждой группы по очереди.
Последовательность- это четкие, повторяющиеся действия.
Последовательность необходима для создания верной и гармоничной работы.
С верха зонта.
Учащиеся слушают задачи.
Регулятивные:
контролируют и корректируют свою деятельность.
Коммуникативные: оказывают поддержку друг другу.
Личностные: проявляют интерес к творческому труду.
Итоги занятия. Рефлексия деятельности
Цель: формирова-
ние умения самоконтроля, оценивание.
Посмотрите, какой замечательные зонт у вас получился! Под таким осенним укрытием нам не страшен дождик. Зонтик получился действительно осенним, пестрым, будто мы побывали под осенним листопадом! Вот так ребята, из опавшего природного материала и старого зонта можно создать своими руками замечательную поделку.
Оцените вашу работу на занятии. Поднимите каждый кленовый лист, если задачи занятия выполнены, и вы довольны проделанной работой, если наоборот- поднимите дубовый лист.
Оцените работу и атмосферу сотрудничества в группе (один лист отражает работу всей группы). Посовещайтесь. Кленовый лист означает, что работа вашей группы на занятии была слаженной, конфликтов не возникало, все участники помогали друг другу, если работа в группе вам не понравилась или не была полезной поднимите дубовый лист.
Я рада, что каждый из вас сегодня потрудился, взаимодействовал в команде и внес частичку своего творчества, оптимизма и труда в общее дело! Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.
Оценивают свою работу и работы одноклассников. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Регулятивные:
осознают качество и уровень усвоенных знаний, приобретенных умений.
Познавательные: оценивают результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников.