Инна Блинова
Исследовательско-творческий проект «Осенний листопад»
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта : групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.
Сроки реализации проекта : июнь-сентябрь.
Возраст: дети старшей группы.
Цель: Формировать представление детей об изменениях, происходящих с деревьями в летне-осенний период, влияющих на изменение окраски листьев растений и возникновение явления «листопад».
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Осенний листопад“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Исследовательская деятельность
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Проблема: детям всегда интересно 1) Почему осенью листопад? 2) Почему листья летом зеленые, а осенью становятся разноцветными?
Задачи:
1. Дать знания о наличии красящего вещества хлорофилла в зеленых листьях деревьев, образующихся под влиянием солнечного света (т. е. днем)
2. Формировать представление о влиянии длительности светлого времени суток на способность хлорофилла восстанавливаться в листьях летом и осенью.
3. Познакомить детей с другими красящими пигментами, присутствующими постоянно в зеленых листьях растений и проявляющихся только в осенний период (желтого, красного, багрового, фиолетового, оранжевого цвета).
4. Показать зависимость прочности крепления черешка на ветке от отсутствия летом и появления осенью пробкового слоя между ними.
5. Расширять представление детей о пользе деревьев для людей (физическое здоровье, эстетическое наслаждение).
6. Способствовать формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
7. Развивать кругозор детей (объем знаний и интересов, наблюдательность, логическое мышление, речь.
8. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Реализация проекта.
1. Подготовительный этап. Лето.
1. В летний период проводим наблюдение за различными деревьями. Отмечаем их красоту, цвет листьев, образование в самый жаркий день прохладной тени.
2. Беседы с детьми о том, почему летом листья всегда на деревьях зеленые?
Опыт: «Почему лист зеленый?»
Кусочек белой ткани складываем пополам и вкладываем в него зеленый листочек. Придавливаем твердым предметом листочек сквозь ткань. На ткани остается зеленое пятно. Это зеленое вещество из листочка и есть хлорофилл, который окрашивает лист в зеленый цвет.
3. Рассказ воспитателя.
Зеленый цвет листьям придает особое вещество-хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется, но происходит это только на свету. Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается. Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Но желтый цвет в листе присутствует всегда. Только летом желтый цвет не заметен, он забивается более сильным –зеленым.
4. Показ иллюстрации, изображающий большое количество хлорофилла в зеленом листе.
5. Изготовление каждым ребенком из пластилина на контуре листочка зерен хлорофилла (зеленый цвет преобладает на желтым). На макете дерева вывешиваются зеленые листочки, изготовленные детьми, тем самым демонстрируя, что дерево летом зеленое.
6. Рассказ воспитателя. «Зачем нужен хлорофилл (зернышки) листу?
В каждом листике полным-полно чудесных зерен. Зерна так малы, что их не разглядеть. Но они необходимы дереву, так как готовят ему пищу. Корни дерева высасывают из земли воду. В этой воде растворено много нужных растениям веществ. Зеленые зернышки берут нужные вещества из воздуха и воды и строят новые веточки, листочки, ствол и корни, но самое главное – для такой работы им нужен солнечный свет. С утра до вечера они ловят солнечные лучи.
6. Эксперимент. Попробовать сорвать зеленый лист, например у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких- либо повреждений. Обратить внимание детей, на то что во время сильного летнего ветра, листьев на дереве остается много. Вывод: летом черенки листьев прочно скреплены с ветками.
7. Изготовление воспитателем совместно с детьми макета изображающего прочное скрепление ветки дерева и черешка зеленого листка.
8. Создание альбома «Загадки, пословицы и поговорки о деревьях». (постоянно добавляем информацию)
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем (лес летом).
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофте
Белом сарафане.
9. Беседа «Про целебный веник, что здоровье правит». Традиция париться пришла из Индии. Веники для бани готовят летом, когда листья на березе, дубе, клене держатся крепко. Парились ли дети в бане? Как это происходит?
Рассказать о целебных свойствах березовых и дубовых веников.
Рассматривание свежего веника и заготовленного впрок (с сухими листьями).
Рассказать, что веники используют не только для бани, их заготавливают так же для подкоромки животных в зимнее время.
10. Чтение стихов о целебных вениках.
«Гуляет по телу лохматый,
Зеленый проказник лесной.
Под ним станешь духом богатый
Здоровый, румяный, большой…
10. Разучивание на муз. занятиях танца «Баня», хоровода «Во поле береза стояла».
2. Основной этап. Осень.
12. С наступлением осени дети замечают появление желтых листочков на деревьях и у них возникает вопрос. «Почему листья желтеют?»
Рассказ воспитателя.
Оказывается, желтая краска находится в листьях всегда. С наступлением осени день укорачивается, солнечного света листьям не хватает. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться как это было летом. Поэтому зеленый цвет в листве убывает, а становится заметным желтый: лист желтеет.
Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
13. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».
Осенью листья становятся не только желтыми, но и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Яркость осенних листьев зависит также от того, какая стоит погода.
Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной.
Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут – сочными, яркими.
14. Изготовление каждым ребенком из пластилина на контуре листочка зерен хлорофилла (желтый цвет преобладает над зеленым). На макете дерева зеленые листочки заменяются желтыми листочками, тем самым демонстрируя, что дерево осенью меняет цвет.
15. Рассказ воспитателя. «Как деревья сбрасывают листву?»
Наверное, все замечали, что чем сильнее покраснел или пожелтел лист, тем легче он обрывается. Наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами. Оказывается, осенью в черешках листьев тоже происходят изменения. В основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.
16. Схема образования пробкового слоя в осенних листьях, ведущих к листопаду.
3. Заключительный этап.
17. Наблюдение за листопадом.
18. Гербарий осенних листьев
19. НОД «Рисование осеннего пейзажа».
20. Аппликация из осенних листьев.
21. Осенний утренник.
22. Викторина с участием родителей (команда родителей и детей). «Почему осенью листопад?»
В ходе реализации проекта дети ведут наблюдения, экспериментируют, проводят опыты, рисуют, лепят, моделируют, играют (Д/игры «Осенний букет», «Лето лили осень?», «Угадай с какого дерева листочек?» и т. д.) , рассматривают картины и иллюстрации, составляют описательные рассказы, знакомятся с литературными произведениями, заучивают стихи, сочиняют свои сказки и рассказы, оформляют альбом «Загадки, пословицы и поговорки о деревьях», создают гербарий, разучивают пальчиковые гимнастики «Осенние листья», «Осень».