Светлана Дергилева
Консультация для родителей «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения в социально-политической и социально-экономической сфере жизни привели к увеличению внимания к проблеме социализации детей старшего дошкольного возраста. В современной обстановке недостатка в культуре общения, доброты и взаимного внимания взрослые сталкиваются с трудностями в предотвращении и исправлении негативных проявлений у детей, таких как грубость, эмоциональная отстраненность и враждебность. Поэтому социально-нравственное воспитание необходимо организовать таким образом, чтобы вопросы профилактики и коррекции указанных негативных черт в поведении детей были эффективно решены.
В дошкольном образовании придается значительное значение развитию способности детей к совместному существованию и сотрудничеству друг с другом. Важно, чтобы малыши осознавали, что только учитывая чужие интересы и контролируя свои желания, можно построить гармоничные отношения с окружающим миром и близкими людьми. Федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивает, что дети должны научиться жить в гармонии с самими собой, развивать навыки индивидуальной и коллективной работы через игру.
Обучение взаимодействию и развитию навыков самостоятельного обучения. Л. Н. Толстой подчеркивал важность морального воспитания, считая, что из всех знаний, необходимых человеку, наиболее значимой является наука о том, как жить, минимизируя зло и увеличивая добро. Взрослые должны определить, чему, как и когда следует обучать детей, чтобы их адаптация к обществу была успешной и комфортной. Для формирования у ребенка определенного нравственного качества необходимо развить у него устойчивое желание и потребность совершать действия, которые отражают это качество.
Эмоциональные импульсы у детей формируются в ходе практической деятельности и в реальных жизненных ситуациях. Коллектив сверстников представляет собой один из самых значимых источников положительных эмоций, что является важной основой для формирования нравственных качеств и представлений у ребенка. Первые шаги в моральном поведении ребенок делает, взаимодействуя с взрослыми, где воспитатель играет ключевую роль, удовлетворяя потребность в коммуникации. Нравственность — это внутренняя мораль, которая существует не для демонстрации другим, а для самого себя.
Невозможно обеспечить непрерывное формирование моральных принципов у малыша без постоянного использования слова и поступков, образцов и пояснений, применения удивительной магии искусства, живого мира природы и художественного выражения. Для того чтобы у человека развивалось подлинное, доброе отношение к окружающему миру - к своим близким, ко всем людям, ко всему живому, ко всей природе, необходимо использование детских художественных произведений. Воспитание морали у детей дошкольного возраста осуществляется в разнообразных областях их повседневной жизни и деятельности. Ребенок подвергается влиянию морали в семье, среди своих сверстников, на улице. Систематическое формирование нравственных ценностей является ключевым.
В организованном детском коллективе активно происходит формирование высоконравственной личности. Дружба рассматривается как один из видов личных отношений в педагогике, в контексте взаимосвязей между детьми и их межличностных связей. Взаимное уважительное отношение и доверие являются обязательными атрибутами дружбы. Содержание дружбы с течением времени претерпевает значительные изменения. В течение детского возраста дружба проходит через четыре стадии развития, начиная симпатического стресса - непроизвольной реакции на.
Эмоциональные переживания других людей могут привести к развитию истинной симпатии, а не просто к примитивной идентификации с окружающими. В возрасте 5–6 лет у детей начинает формироваться потребность в дружбе, что делает этот период особенно важным для установления дружеских связей. Основы дружеских отношений не возникают сами по себе; их необходимо развивать с раннего детства. Воспитание чувства дружбы и нравственных привычек происходит через активную деятельность, при этом важно, чтобы требования воспитателя были едины.
Воспитатели должны гармонично сочетать свою педагогическую деятельность с поддержкой инициатив и самостоятельности детей, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные характеристики. Для успешного формирования дружеских отношений среди детей необходимо организовать целенаправленную, последовательную, комплексную и систематическую работу. Это включает в себя не только повышение квалификации воспитателей, но и активное сотрудничество с родителями, а также непосредственное взаимодействие с детьми.
Одним из ключевых инструментов в развитии дружбы у малышей служат детские книги. Художественные рассказы играют важную роль в жизни детей старшего дошкольного возраста, способствуя их эмоциональному и социальному развитию.
Для глубокого понимания сложных связей и действий окружающих людей необходимо развивать эмоциональный фон. Этот фон, как и в детстве, продолжает оказывать значительное влияние, но теперь литература предоставляет возможности для более глубоких эмоциональных переживаний, способствуя развитию нравственного сознания у ребенка на новом уровне. Воспитателям следует тщательно подбирать художественные произведения, оценивая их литературные качества и содержание, а также продумывать последовательность чтений и обсуждений с детьми. Кроме того, театрализованная деятельность является еще одним важным инструментом, способствующим формированию дружеских отношений среди старших дошкольников.
Чтение литературных произведений и сказок в раннем возрасте значительно обогащает эмоциональный мир ребенка, открывая перед ним новые чувства и переживания. Это знакомит его с важными духовными ценностями и развивает способность к сопереживанию, позволяя ему чувствовать себя частью разыгрываемых событий. Нравственный подтекст, присутствующий в большинстве детских сказок, обучает социальным навыкам и основам правильного поведения, акцентируя внимание на таких качествах, как доброта, честность, смелость и дружба. Таким образом, сказка становится не только источником знаний, но и важным инструментом, позволяющим ребенку воспринимать окружающий мир не только через разум, но и через чувства.
Дошкольники имеют возможность выразить свои взгляды на добро и зло через театрализованные игры. Входя в образ персонажа, дети могут косвенно справляться с различными проблемами, что способствует преодолению их робости и неуверенности. Такие занятия играют важную роль в комплексном развитии ребенка. В связи с этим, педагог должен создавать подходящие условия для стимулирования творческой активности детей в театральной деятельности. Прежде всего, требуется правильно организовать процесс. Эффективная организация и проведение драматизаций способствует возникновению новых идей и решений.
В процессе игры дети воспринимают себя как часть единой команды, где взрослые, педагоги и родители объединены вместе. Игровые роли учат детей следовать правилам, сдерживать свои желания, а также согласовывать свои действия с остальными участниками. Путем воплощения различных персонажей в театральных спектаклях, дети могут познать разные аспекты межличностных отношений: от заботы и внимания со стороны друзей до чувства несправедливости. Такой опыт позволяет детям понимать и проявлять сострадание к окружающим, выражать сопереживание и помощь в трудных ситуациях.
Сотрудничество между родителями и воспитателями является ключевым аспектом, необходимым для достижения успеха. Важно, чтобы родители активно участвовали в мероприятиях, проводимых в детском саду, поскольку это дает им возможность наблюдать за поведением своих детей в коллективе, их игрой и общением с другими. Одной из главных целей работы детского сада является создание гармоничных отношений между детьми, их родителями и педагогами.