Наталья Пахомова
Мастер-класс «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального мастерства учителей-логопедов, педагогов-психологов в использовании компьютерной технологии Акименко В. М. «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет» по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи:
1. Ознакомить педагогов с практическим материалом по использованию компьютерных игр и упражнений на развитие всех компонентов речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих речевые нарушения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса.
Форма проведения мастер-класса : проведение с педагогами без участия детей.
Описание мастер-класса : использование компьютерных игр и упражнений на развитие всех компонентов речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих речевые нарушения.
Развивающая среда : ноутбук, диск В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет», интерактивная доска, микрофон, мышь.
Ход мастер-класса :
I. Организационная часть. Приветствие. Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на этом семинаре.
Тема моего мастер-класса : «Использование компьютерной технологии «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ».
II.Теоритическая часть
«Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от методов воспитания и обучения»
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности коррекционной работы с детьми ОВЗ, имеющими ТНР. В рамках программы «Доступная среда» в ДОО появилась компьютерная технология Акименко В. М. «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет». Данная технология предназначена для проведения логопедической работы с детьми, имеющими ОНР (I, II, III, IV уровней речевого развития, ФФНР и НПОЗ (нарушением произношения отдельных звуков). Данная компьютерная технология активно используется в коррекционной работе с детьми компенсирующих групп.
Сейчас я Вам представлю компьютерную технологию «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет», которая включает 9 разделов: «Мелкая моторика», «Артикуляционная моторика», «Фонематический слух», «Просодика», «Звукопроизношение», «Слоговая структура», «Лексика», «Грамматика», «Связная речь».
Каждый раздел программы содержит обширную библиотеку игр и заданий на формирование определенных речевых или моторных навыков, которые ребенок может выбрать сам, проявляя собственную инициативу.
В разделе «Мелкая моторика» детям предлагается выполнить следующие задания:
«Шнуровка» и «Мозаика» - здесь представлены образцы, которые могут выполнить дети. При выполнении задания дети ориентируются на образец на экране. При выполнении заданий учитываются интересы и пожелания детей.
«Кинезиологические пробы» - дети выполняют комплексы упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и способствуют развитию речевой функции, например «Колечко», «Змейка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и др.
«Пальчиковая гимнастика» – упражнения способствуют развитию координации и точности движений рук, выполняются поочередно каждой рукой, а затем двумя руками одновременно, например упражнения «Флажок», «Кошка», «Собака» и др.
«Собери пазлы» - дети собирают картинки разных уровней сложностей, которые можно разделить на 2,4,6 и 8 частей.
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также удержание заданного артикуляционного уклада. При формировании правильного звукопроизношения в разделе «Артикуляционная гимнастика» имеются комплексы для тренировки губных мышц, мышц языка, нижней челюсти, глотки и мягкого нёба.
У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается несформированность фонематического слуха. При недоразвитии фонематического слуха очень сложно овладеть правильной звуко-слоговой наполняемостью слова. Поэтому работа по формированию фонематического слуха проводится поэтапно. В разделе «Фонематический слух» на первом этапе дети поиграют в интерактивные игры «Угадай что звучит?», в которых учатся различать звуки окружающего мира, музыкальные инструменты. В игре «Чей это голос?» дети узнают голоса домашних животных, птиц и их детенышей.
В упражнениях «Повтори ритмический рисунок» дети запоминают и стараются точно повторить прослушанный ритмический рисунок исполненный барабанами или ложками. На втором этапе применяются интерактивные игры на различение слов и звуков: «Найди похожее слово», «Определи количество слогов в слове», «Сгруппируй слова по числу слогов», «Пропущенный слог в словах», «Запомни и повтори», «4-й лишний». На третьем этапе проводится работа по формированию элементарных навыков фонематического анализа и синтеза, который включает в себя следующие интерактивные игры и задания: «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Подбери картинку к букве», «Найди общий звук в словах», «Составь слово из первых букв».
Просодические компоненты речи определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения. В разделе «Просодика» в коррекционной работе используются такие интерактивные игры, как «Эмоции», «Повтори за мной» - «Фразы», «Стихи», в которых дети учатся определять характер звучания тона голоса на слух, повторять фразы и стихи с заданной интонацией.
В разделе «Слоговая структура слова» используется дидактический материал, по классификации А. К. Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры слова, где прослеживается последовательность освоения речевого материала разной слоговой структуры по возрастающей степени сложности.
В разделе «Звукопроизношение» при постановке звуков используются модели артикуляции, которые помогают детям запомнить артикуляционный уклад в момент произнесения звука. Далее автоматизация поставленного звука идет последовательно, начиная с отработки в слогах, словах, фразах и тексте. Ребенок самостоятельно работает с мышью, называет предметные картинки, контролируя правильное произношение автоматизируемого звука. После автоматизации идет дифференциация звуков.
Одно из основных направлений коррекционной работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста – это развитие лексики. Посредствам усвоения словарного запаса расширяется кругозор дошколят, совершенствуются коммуникативные навыки, развивается мышление, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза и обобщения. Коррекционная работа по развитию лексики осуществляется посредствам интерактивных игр на обогащение словаря существительными, прилагательными и глаголами. Играя в интерактивные игры, дети называют предметы, учатся обобщать их по лексическим темам. Работая с компьютерной мышью, дошкольники выделяют часть предмета и называют её. В игровой форме дети усваивают словарь признаков, антонимов и словарь действий предметов.
У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит намного медленнее и с большими трудностями, чем овладение словарем. Коррекционная работа по развитию грамматического строя речи осуществляется по следующим направлениям: развитие навыков словообразования, словоизменения и формирование предложно-падежных конструкций. В разделе «Грамматика» дети с интересом играют в интерактивные игры «Назови ласково», «Детеныши животных и птиц», «Чьи вещи?», «Какой сок?», Какой пирог?», «Чья еда?» и другие, развивая грамматический строй речи.
Важным направлением коррекционной работы является развитие связной речи. Основная задача по развитию связной речи - это обучение детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению рассказа (пересказа) и придумывание рассказов. Используя игровые задания раздела «Связная речь» у детей формируются навыки составления рассказа по сюжетной картинке, навыки пересказа.
III. Практическая часть
Для демонстрации интерактивной игры «Что звучит?» из раздела «Фонематический слух» я приглашаю 1 участника.
Игра «Что звучит?» «Транспорт»
Цель: развитие слухового восприятия
Инструкция: Нажмите мышкой на предмет на картинке и послушайте звук каждого вида транспорта. Затем нажмите на кнопку «Начать» послушай звук, узнай какой вид транспорта, издает данный звук, нажмите мышью на этот транспорт, чтобы проверить верно ли вы ответили.
Для демонстрации интерактивной игры «Чей голос» из раздела «Фонематический слух» я приглашаю 1 участника.
Цель: развитие слухового восприятия
Инструкция: Нажмите мышкой на предмет на картинке и послушайте голос животного/ птицы или детенышей. Затем нажмите на кнопку «Начать» послушайте, узнай чей голос звучит и нажмите мышью на это животное\ птицу или детеныша, чтобы проверить верно ли вы ответили.
Для демонстрации интерактивной игры «Автоматизация звука [C]» из раздела «Звукопроизношение» я приглашаю 1 участника.
Цель: коррекция звукопроизношения.
Инструкция: Выберите звук. Выберите автоматизация звука в слогах. Нажмите мышью на слоги на экране, чтобы их прослушать. Повторите слоги или слоговые ряды
Инструкция: Назовите картинки, изображенные на экране. Нажмите запись. Затем прослушайте свою речь.
Рефлексия:
- Скажите, ваше мнение по данной технологии.
- Скажите, что бы вы хотели в дальнейшем применить в своей деятельности?
Спасибо! Мне очень приятно было с вами поработать.