Лариса Семенчик
Консультация для педагогов и родителей «Развитие и коррекция речи у детей дошкольного возраста через сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ СКАЗКУ.
Методы, приемы, возможности работы со сказкой.
Среди самых разнообразных методов и приемов работы по развитию речи важное место занимает работа с картинками. Картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. Благодатный материал для развития речи детей дают картинки к сказкам. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Развитие и коррекция речи у детей дошкольного возраста через сказку“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Из сказок дети получают первые представления о времени
и пространстве; о связи человека с природой, с предметным миром.
Сказки позволяют ребенку понять, что такое храбрость и стойкость,
добро и зло.
В то же время, возможности работы со сказкой исчерпаны
далеко не полностью: во-первых, сказки подаются детям
недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание,
в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр
театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам
знакомых сказок. Почти исчезло традиционное общение с книгой –
семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций,
обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Вместе с
этим почти исчезло стремление взрослых заинтересовать детей фольк-
лором - связать сказку с подходящими по смыслу пословицами,
поговорками, т. е. найти в ней мораль, нравственный урок.
-Во-вторых, сказки далеко не в полной мере используются для развития
у детей воображения, мышления, речевого творчества и для воспитания
в них добрых чувств. Ведь современный видео ряд - мультфильмы,
кинофильмы, спектакли по сказкам – позволяет сравнить сказки,
сказочных героев, пожалеть некоторых из них, придумать многим
сказкам счастливый конец или неожиданное продолжение.
Дополнить чтение сказок можно загадками о героях сказок, потешками
о них.
Из-за отсутствия традиционного чтения сказок, последую-
щего обсуждения, сравнения их и т. д. упускаются многие коррек-
ционные возможности для работы с детьми.
Начальный период школьного обучения русскому языку
представляет собой обучение детей грамоте, т. е. воспитание у них
сложного единства, включающего в себя представления об акусти-
ческом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение
степень сформированности фонетико-фонематических процессов и
лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки
звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического
развития находят более или менее отчетливое выражение на письме.
Нельзя забывать, что на этапе осуществления записи временная
последовательность звуков в слове преобразуется в пространственную
последовательность графических знаков.
Следовательно, для формирования полноценных навыков
письма необходимо наличие некоторых неречевых функций:
зрительно-пространственного различения, кожноосязательного
(тактильного) пространственного различения, костно-мышечного
(кинестетического) пространственного различения, временных
представлений.
Многие зарубежные исследователи отмечают, что нарушения
чтения и письма основываются на совокупности дисфункций:
недостаточной сформированности устной речи, ручной неумелости,
незнании схемы тела и отсутствия чувства ритма. Как важный
фактор исследователи отмечают у детей с нарушениями письма
и чтения трудности анализа и воспроизведения точной пространственной
и временной последовательности, например: им трудно запомнить
и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели; трудно
и повторить серию движений, ритмический рисунок.
Профессор Б. Г. Ананьев также указывал на связь ошибок в чтении,
письме, математике, физкультуре у части школьников с недостатками
временно-пространственной ориентации. У таких детей также наблю-
дается отставание в развитии метаязыковых способностей, т. е. трудности
деления текста на предложения, предложений - на слова, слов - на слоги,
слогов на звуки.
Проанализировав трудности подготовки детей к школе,
занятия с детьми необходимо начинать как можно раньше, используя
ценнейший материал - сказки, для развития у детей аналитико-
синтетических, творческих и много-много других способностей.
Список литературы.
1. Берштейн Н. А. Биомеханика и физиология движения.
Воронеж. 1997.
2. Волкова Г. А. Методы преодоления речевых расстройств.
Межвузовский сборник научных трудов. М. 1994.
3. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. М. 1972.
4. ЕлисееваЛ. Н. составитель. Хрестоматия для маленьких.
М. 1987.
5. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития
детей первого года жизни. М. 1981.
6. ИвановскаяО. Г. ,Гадасина. Л. Я. Читаем сказки с логопедом.
Санкт-Петербург. 2007.
7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М. 1979.
8. Рапопорт Анна. Энциклопедия методов раннего развития.
М. 2009.
9. Селиверстов В. И. Психокоррекционные и дидактические основы
логопедических занятий. М. 1994.