Наталья Панфёрова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
по теме «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста».[/h3]
Автор- составитель Панфёрова Н. С., учитель-логопед МБДОУ №162 г. Ульяновска.
В последнее время наблюдается неуклонный рост числа новорожденных с фактором риска в развитии, под которым подразумеваются различные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию отклонений от нормы. И самой многочисленной группой из детей с отклонениями в развитии являются дети с нарушениями речи. Это естественно, ведь речь - самая ранимая психическая функция.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Известно, что нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, а тяжелые нарушения речи могут замедлять темп его интеллектуального развития. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудностях в общении. Раннее предупреждение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении правильным звукопроизношением, навыками чтения и письма.
В связи с этим необходима не только ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска, но и своевременная профилактика речевых нарушений.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
С детьми раннего возраста можно и нужно начинать заниматься упражнениями для развития артикуляционного аппарата, конечно же, только в игровой форме!
Чтобы ребяткам было интересно, можно взять любую яркую игрушку, которая будет им интересна, и выполнять упражнения для язычка, дыхания, пальчиков.
Мастер-класс с мягкой игрушкой кошкой Муркой.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости! Меня зовут Мурка. Посмотрите, какая я! (обыгрывается рассматривание игрушки, описание её : цвет, пушистость, модная шляпка (для детей постарше – из соломы шляпка – соломенная и т. д. (задание на расширение словаря)
Мурка: - А посмотрите, какой у меня есть язычок! А у вас есть язычок? Покажите! Ой, какие у вас красивые язычки! А что вы умеете ими делать? А вот я им кушаю, посмотрите, как! А вы так сумеете? (выполнение лакательных движений язычком).
- А после того, как покушаю, умываюсь! А вы попробуйте! (выполнение движений облизывание язычком верхней губы от уголка к середине, дотянуться до носика, т. е. высунуть язычок как можно дальше изо рта (2-3 раза каждое движение).
А потом потянусь… (вытянуть вперёд руки и «выпустить коготочки».
- Мурка: Какие вы хорошие ребятки, мне у вас так нравится! А можно я ещё к вам приду?
Логопед: Конечно, можно, Мурка, приходи, мы будем рады! А как ты пришла к нам в детский сад, может быть, на лошадке?
Мурка: Да, на лошадке, но уже пора отправляться… (Прощание с кошкой, она просит ребят помочь ей. И дети дружно начинают щёлкать язычком, прощаясь с Муркой.)
С детьми старших, подготовительных групп рекомендуется проводить упражнения на каждый день.
Упражнения на каждый день для выработки чёткой речи.
1. Цоканье (присасывание языка).
2. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
3. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д.», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см). (упражнение Барабанщик)
4. Удерживая язык за верхними зубами, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Инструкция: «Нащупай языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык- «Пчёлка».
Итак, один из эффективных методов профилактики речевых нарушений - – проведение вот таких простых занятий в игровой форме, это можно с любой игрушкой. Результата такой работы (если они будет проводиться в системе) очень скоро проявится! Артикуляционная гимнастика – это основа всей работы по коррекции речи детей, и если вы поможете вашим детям «разбудить» язычок, это будет ваша с ними победа!