Получи документы

Мастер-класс: Использование лего-технологии для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

Едрец Олеся
Мастер-класс: Использование лего-технологии для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс участника второго Образовательного муниципального форума работников образования «Новые образовательные результаты – основа изменений образования»

Секция «ФГОС: условия реализации адаптированных образовательных программ, специфика инклюзивного обучения, внеурочной деятельности»

Слайд 1 Тема: Использование ЛЕГО - технологии для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

Цель: познакомить педагогов с лего - технологией;

Задачи:

Публикация «Мастер-класс: Использование лего-технологии для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

1. В доступной форме представить аудитории основные компоненты языковой системы и речи, как частного её проявления.

2. Представление лего – технологии, её достоинства.

3. Представление и практическая отработка упражнений по развитию слухового внимания и чувства ритма у детей с ОВЗ.

Слайд2

Позвольте мне сначала сделать небольшое, но необходимое теоретическое отступление о том, что же такое язык и речь, что именно мы развиваем и корректируем на наших занятиях. (Параллельно рисуется дом на листе ватмана). Для простоты и наглядности давайте представим с вами дом, а именно процесс его постройки. Как вы думаете, что нам необходимо сделать в первую очередь, чтобы построить любой дом? Конечно, нужен некий чертёж, план дома, на котором всё чётко определено, обозначены основные необходимые составляющие. Известно, что у любого дома должен быть фундамент, на котором он держится, стены и крыша. Это и будет наш язык, т. е. чёткая система знаков, правил и норм, общая для всех носителей языка, некий абстрактный дом. И тут приходят конкретные люди, берут план и уже строят каждый свой дом на свой вкус, это и будет наша речь, т. е. конкретная форма реализация языка. Итак, что же составляет фундамент нашего дома? Какие у вас будут варианты? Что у нас будет являться основой развития речи?

На мой взгляд, это, прежде всего, слуховое внимание, а позже – фонематический слух. Без развития слухового внимания, развитие собственной речи достаточно затруднительно, т. к. ребёнок просто не слушает ни свою, ни чужую речь, и не подражает ей. Нормально развивающиеся малыши постоянно прислушиваются к окружающим их звукам, например, могут вздрагивать при резких звуках и успокаиваться под красивую мелодию. Постепенно из всего многообразия звуков ребенок начинает выделять звуки речи. Даже не понимая смысл сказанного, малыш реагирует сначала на нашу интонацию и начинает общаться с мамой также интонированными звуками. Позже, вслушиваясь в нашу речь, дети пытаются подражать ей, т. е. у них начинает развиваться собственная речь. И здесь огромное значение имеет эмоциональное речевое общение взрослых с малышом.

Ходит легенда, что однажды, известный своими сомнительными опытами, египетский правитель, желая узнать, какой язык на земле был самым первым, провел опыт над детьми. Младенцев изолировали от мира звуков, прикрепив к ним немого пастуха, который их только кормил и ухаживал за ними. Как вы думаете, на каком языке заговорили эти дети? Ни на каком, речь у них, не получая никакого подкрепления, просто не стала развиваться. Подобные опыты проводились неоднократно, но результат был неизменен.

Таким образом, слуховое внимание – это наш фундамент, основа всего речевого развития.

Примерно к двум годам у ребёнка должен быть сформирован фонематический слух, т. е. различение звуков родного языка, ребёнок может еще искажать или не произносить многие звуки, но должен их слышать в речи других людей. Например, одну девочку спросили: как тебя зовут? – Малина. – Тебя зовут Малина? – Нет! Меня зовут Малина! А, Марина! – Ну я так и говорю, Малина!

Таким образом, если нет этого фундамента в виде слухового внимания и фонематического слуха, то и нашему дому держаться не на чем. Если фундамент неустойчив, т. е. не развит, например, только фонематический слух, то положение всего дома будет шаткое.

Стены нашего дома составляют как кирпичики звуки родного языка. Если звукопроизношение в норме, все кирпичики красивые, ровные, идеальные.

В любом приличном доме есть предметы интерьера, мебель, личные вещи – это, говоря образно, наш лексический запас, который может быть как достаточно простым и даже примитивным, так и роскошным, богатым. Стиль дома зависит от его хозяина. Вещи, которыми постоянно пользуются, – это наш активный словарный запас, но у детей с речевыми проблемами часто преобладает пассивный словарный запас, т. е. вещи есть, но они либо разбросаны в хаосе, и ребёнок не может разобраться в многообразии слов, которые он знает, либо вещи стоят в коробках и ждут своего часа, т. е. у ребёнка есть необходимые слова, но в своей речи он их не использует, а просто складирует на полочки. И, в любом случае, все предметы в доме должны использоваться по назначению, иметь своё место и гармонично сочетаться друг с другом, т. е. наша речь должна быть грамотной, оформленной в соответствии с грамматическими и синтаксическими правилами и нормами, чтобы нас понятно и приятно было слушать собеседнику.

И завершаем мы постройку дома, конечно же, крышей. На мой взгляд, в качестве крыши мы можем представить развитую связную речь, а также чтение и письмо, как наиболее сложно организованные навыки, которые венчают наше речевое развитие.

Таким образом, если у нашего дома крепкий фундамент, ровные стены из красивых кирпичиков, богатая и гармоничная обстановка внутри, которую мы используем по назначению, и шикарная крыша с петушком-флюгером, то нашей постройкой хочется любоваться и восхищаться. Наша речь тогда красива, богата, грамотна, нас приятно слушать окружающим, при этом мы отлично пишем и читаем.

Слайд3

Исходя из аналогии, речь – дом, я, находясь в поиске наиболее эффективных методов развития речи у наших детей, логично обратили своё внимание на лего - технологию, т. к., это, прежде всего, кирпичики, т. е. великолепный строительный материал, из которого на занятиях мы можем построить многое, в прямом и переносном смысле.

Я думаю среди нас нет тех кто бы не знал и не играл с лего – конструктором. LEGO (Лего) (с лат. «я учился», «я собирал») – датский бренд. Первый конструктор появился в 30-х годах прошлого века. Слайд4

Работая с лего – конструктором можно выстроить систему работы, которая будет направлена на развитие и коррекцию всех уровней развития речи, начиная со слухового внимания и до процесса развития связной речи, т. е. начиная с фундамента дома и до его крыши. Вот в чё м проявилась уникальность данных кирпичиков: благодаря игре с ними, мы можем работать с ребёнком любого уровня речевого развития, и даже с безречевыми детьми.

Слайд5

При использовании леготехнологии я могу отметить некоторые ее преимущества:

- конструктор безопасен, что очень важно;

- у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха;

- у ребенка возникает чувство защищенности, т. к. конструирование – это мир под его контролем;

- конструктор не вызывает у ребенка негативного отношения и вся коррекционно– развивающая работа воспринимается им как игра;

- поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

Слайд Приемы использования «Лего»

Перед началом использования ЛЕГО на занятиях необходимо провести серии спонтанных игр, используя ЛЕГО-элементы, так как велико желание ребенка (и с нормальным интеллектуальным развитием, и имеющего умственную отсталость) потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть.

На первых занятиях мы обращаемся только к форме и цвету кирпичиков. Вместе конструируем различные башни, поезда, гаражи для машин, ступеньки для игрушек и многое другое, очень радует, когда ребёнок сам начинает проявлять на занятии свою фантазию.

С помощью лего - конструктора я также с успехом работаю над развитием и формированием чувства ритма у детей, задавая кирпичиками различные ритмические рисунки. Извлекаем звук из кирпичика слегка ударяя им по полу или по столу, так ритмический рисунок будет чётче и можно варьировать силу удара. Первоначально лучше подключать зрительный анализатор, т. е. ребёнок должен видеть количество ударов, впоследствии можно ориентироваться только на слух, т. е. либо закрыв глаза, либо отвернувшись.

Слайд7 Игры на развитие чувства ритма.

Давайте попробуем с вами вместе простучать сначала простой ритм двумя кубиками («Барабанщик»). Одновременно мы отрабатывает ритм, темп и понятия левой и правой руки. А теперь попробуем ритмический рисунок посложнее («Тра-та-та»).

Агния Барто

БАРАБАНЩИК

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идёт отряд.

На парад

Идёт отряд,

Барабанщик

Очень рад.

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд!

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан Уже дырявый.

Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи : слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта.

Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.

Слайд8

Развитие ритма особенно важно для детей с моторной алалией (моторная алалия – ребенок понимает обращенную речь, но не умеет ее воспроизвести (про таких детей родители говорят : «Он все понимает, а сказать не может») либо с нарушением слоговой структуры (если в речи имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно, да и с другими речевыми проблемами, вследствие этого у детей быстрее проходит этап автоматизации звуков. Поэтому как можно чаще пойте и читайте стихотворения с детьми, подчёркивая их ритм звуками и движениями.

На слайдах я представила некоторые упражнения, которые вы можете использовать с детьми для развития слухового внимания и чувства ритма.

Но почему же я использую кирпичики лего? Кирпичики нужны мне как переходная ступень к следующему уровню постройки дома, т. е. к чему? (к звукам, т. е. непосредственно уже к речи. Благодаря игре с кирпичиками, этот переход к речевым звукам происходит плавно, незаметно для ребенка и, главное, не вызывает у него негативных эмоций.

Слайд 9 Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики:

Подготовка артикуляционного аппарата для усваивания звуков. Все игровые технологии, в частности ЛЕГО - технология, направлены на повышение мотивации. Есть упражнения, которые трудно детям даются, многократное повторение вызывает только негативное проявление у детей.

Сложное упражнение «Грибочек» : растягиваем подъязычную уздечку. Строим из кирпичиков грибочек и языком показываем его. Добавляем элемент и грибочек становится выше.

«Окошечко» : открываем окошко на кирпичике и одновременно открываем рот.

«Лопаточка» : сделали из кирпичиков лопатку и выполнили языком. Ребенок устал, можно поиграть – почистили снег лопаткой, повторили упражнение. Если дрожит язычок, шуточно объясняем ребенку, что нужно стараться, а то сломается ручка у лопатки. Это вызовет улыбку. Дети дошкольного возраста очень хорошо откликаются на оказание помощи персонажу, ну или тому что они сделали.

«Иголочка»- не очень хорошо получается из ЛЕГО, но можно сделать жирафа. Шейка у него длинная и язычок тянется, чтобы был таким же упругим и длинным.

«Лошадка»- из фигурок сделали лошадку и поскакали.

Упражнение на дифференциацию: чередуем «Лопатка», «Окошко».

Упражнения получаются веселыми, потому сами кирпичики «веселые», красочные. Можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и при групповой работе.

Плавного переходим на последующих занятиях к игре с кирпичиками.

Слайд10

Д. игра «Построй башню»

Инструкция: У тебя на столе кирпичика разных цветов. Поставь кирпичик на кирпичик. Построй башню. Ребенок ставит кирпичик на кирпичик и проговаривает «СА, са, са….», разбирает башню, убирая по одному кирпичику и проговаривает «Ас, ас, ас,.». Ребенок, выполняя это задание не устал, потому что для него это прежде всего игра.

Изучаем предлоги

Я не знаю более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая).

Инструкция: у тебя на столе кирпичики разного цвета. Поставь кирпичик на кирпичик. Построй башню. Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: красный кирпичик лежит на столе, продолжай, зеленый кирпичик на красном кирпичике, синий кирпичик лежит на зеленом и т. д. замечательная башня.

Третий вариант:

Под желтым кирпичиком лежит красный кирпичик, под красным кирпичиком лежит синий кирпичик и т. д.

Между красным и синим лежит зеленый, между зеленым и красным лежит желтый кирпичик.

Слайд 11

Д. игра «Найди место».

Инструкция: - спрячь …. за домик;

- поставь около окошка;

- посади перед деревом;

- поставь между домом и машиной.

Закрепляем пространственные представления и употребление предлогов.

Д. игра «Построим лесенку»

Строим лесенку и проговариваем «За, за, за,.». По лесенки побежала девочка (тоже сделана из ЛЕГО, проговариваем слог «за» на каждую ступеньку.

«Дифференциация звуков «ш» и «ж»»

Желтые и красные кирпичики. Даем ребенку инструкцию: желтый кирпичик произносим - «ша», красный - «жа». Строим башню чередуя желтые и красные кирпичики. Разбираем проговаривая «аш», «аж».

В процессе игровой деятельности воспитатель решает нужные для него задачи направленные на повышение усвоения учебного коррекционного материала.

Слайд12

С помощью этого конструктора можно легко делать массаж руки, т. к. кирпичики имеют выпуклые кнопочки.

1, 2, 3, 4, 5! Загибают пальчики на обеих руках

В конструктор будем мы играть! Разгибают пальчики на обеих руках

В конструктор будем мы играть Кулачок-ладошка поочерёдно

Своим ручкам помогать! Кулачок-ладошка поочерёдно

Кирпичик в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем. Выполняют действия с деталью конструктора согласно словам. Прокатывание конструктора между ладонями

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем. Меняют положение рук

В ручку правую возьмём Сжимают конструктор в правой руке

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем. Имитируют игру на пианино

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём! Сильно сжимаем в левой руке

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем. Имитируют игру на пианино

Мы кирпичик убираем Убирают на край стола

Слайд13 Д. игры для закрепления понятий величины

Конструирование игрушек для игр – звукоподражаний:

Придумываем сказку: жила-была Лодочка-мама и сынок (конструируем из кирпичиков). Однажды сынок потерялся. Мама громко зовет его «Л», а он тихо отвечает «Л». Нашелся сынок. Вместе произносят «Л». Т. е. с помощью ЛЕГО можно быстро создать игровую ситуацию и при этом она очень мобильна: тут можно придумать и дополнительные атрибуты – маяк, камни и др. – и все это из кирпичиков конструктора. Ребенок отрабатывает звуки и одновременно играет.

Д. игра «Найди место».

Инструкция: - спрячь …. за домик;

- поставь около окошка;

- посади перед деревом;

- поставь между домом и машиной.

Закрепляем пространственные представления и употребление предлогов.

Слайд14 Развитие связной речи

Таким образом, лего – конструктор – это уникальное в своей простоте, но настолько эффективное наглядное пособие и качественный строительный материал, который педагоги могут использовать для решения самых разнообразных проблем в речевом развитии ребёнка, начиная от развития слухового внимания и заканчивая развитием связной речи, или могут просто приобщать детей к увлекательному процессу. Главное, надо самим этим увлечься и играть в кирпичиками от души, придумывая свои собственные игры!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух.

Использование игровой панели «Найди-соедини» по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОВЗИспользование игровой панели «Найди-соедини» по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ Использование игровой панели «НАЙДИ – СОЕДИНИ» по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ. ИГРА «.

Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких.

Мастер-класс «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» «Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Слайд 1 Тема Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников. Слайд 2 Цель: Повышение профессионального мастерства.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение.

Педагогические чтения на тему: «Использование технологии М. Монтессори как условие развития детей с ОВЗ» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 8 комбинированного вида г. Татарска ДОКЛАД для участия.

Игры с кольцами Луллия для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ, ЗПР Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №14 «Боровичок» Проект Игры с кольцами.

Родительское собрание. Использование моделирования для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Игра «Брейн – ринг». Тема: «Использование игровых моделей в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста». Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс: Использование лего-технологии для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 19 мая 2017 в 08:53
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс: Использование лего-технологии для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Едрец Олеся в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД