наталия кочукова
Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ.
В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Причинами речевых нарушений являются : увеличение числа детей с врожденной патологией центральной нервной системы (ЦНС, психические нагрузки и, конечно, педагогическая запущенность родителей. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речевых нарушений. Одним из средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика). Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия. Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Публикация «Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Задачи логоритмики : развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве; устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий; развивать речевое и слуховое внимание;
учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко); развивать физиологическое дыхание; развивать артикуляционный аппарат; развивать силу голоса и выразительность речи, пения; развивать мелкую моторику, точность движений; развивать мимику лица;
В логоритмике выделяют два основных направления:
- развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма; активизация всех видов внимания и памяти.
– развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
В коррекционном обучении и воспитании детей с ОВЗ на логоритмических занятиях используются следующие методы:
-наглядно-зрительные — показ педагогом образца двигательных элементов; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (фотографий, картин и т. п.);
- тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий (например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу). Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;
-наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме четырехстиший, звуки музыкальных инструментов.
Логоритмика позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, создает положительное настроение, повышает общий тонус, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определённые требования. Занятия по логопедической ритмике проводятся один раз в две недели и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 20 – 35 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: под музыку, под счет, словесное и стихотворное сопровождение. Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование занятий по логоритмике позволяет частично скорректировать нарушенные речевые функции у детей с ограниченными возможностями здоровья.
При разработке любого логоритмического занятия учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.