Татьяна Федяшина
Логоритмическое воздействие на развитие речи и коррекцию речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Федяшина Т. Н.
МБДОУ «Детский сад № 1» г. Энгельс Саратовской обл.
Логоритмическое воздействие на развитие речи и
коррекцию речевых нарушений.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. Советский ученый, невролог и психиатр В. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Публикация «Логоритмическое воздействие на развитие речи и коррекцию речевых нарушений» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, система ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирования Карла Орфа, фонетическая, логопедическая ритмика и др.).
В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена: развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией : слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений : воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т. п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.
Логоритмическое воспитание детей и взрослых непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных норм, развитием волевых качеств : доброжелательности, отзывчивости, целеустремленности. Весь процесс логоритмического воспитания формирует у занимающихся эстетические чувства.
Можно определить следующие особенности логопедической ритмики. Она создает:
1) благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы;
2) благотворное влияние на больных за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у больных дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;
3) возможность выявить индивидуальный ритм человека и ритм коллектива, позволяет во всем многообразии мимико-двигательных проявлений, установить соответствие ритма индивида оптимальному биологическому ритму людей его пола и возраста;
4) упорядочивание и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у человека, развивает способность к сосредоточению. Работа в группе (коллективе) благотворно влияет на слабого, подражания другим помогает ему выполнять ритмические упражнения;
5) соответствие требованиям каждой реабилитационной или развивающей методики и сообразно ей меняет содержание и творческий подход;
6) возможность учитывать особенности возраста детей и взрослых с точки зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют по подражанию, а взрослые закрепляют навык осознанно.
Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве.
Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.
Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня. Так как занятия являются интегрированными, продолжительность их может быть от 20 до 30 минут. Главная задача педагога — создание на занятиях атмосферы праздника, радости.
Литература:
• Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей»
• Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»