Зухра Каретникова
Сообщение учителя-логопеда на родительском собрании в группе младшего возраста «Профилактика речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение учителя-логопеда МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 209»
Каретниковой Зухры Петровны на родительском собрании в группе младшего возраста.
Профилактика речевых нарушений.
2-3 года – период осмысленной речи, в который главное место занимает слово, а не звук. Ребенку важнее смысл слова, а не то, как оно звучит. Осмысленные звукоподражания – лучший способ привлечь ребенка к звукам речи. Как жужжит жук? Как едет поезд? Как шипит змея? – т. е. звуки ассоциируются с кем-то или чем-то.
Публикация «Сообщение учителя-логопеда на родительском собрании в группе младшего возраста „Профилактика речевых нарушений“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ребенку должны быть доступны к восприятию всевозможные шумы, как образцы звуков – голоса животных, птиц, скрипы, удары, стуки, звук мотора, свист, звон колокольчика, тикание часов…. тик-так… бум-бум. ту-ту… динь-динь… .
Необходимо задавать различный ритм этим подражаниям – это стимулирует развитие темпо-ритмических характеристик языка (сильные-слабые доли + тактильное участие) .
От смены звука в слове может поменяться его смысл - тень-день, суп-зуб, почка-бочка…. Скажитеебенку: «Послушай, как звучит» и покажите картинки, желательно парами.
Предложение в этот период - еще не настоящая фраза. Чаще это словосочетание – шаблон: «Дай пить. Идем гулять. Баба, дай!»
К 3-м годам появляются трехсложные слова («палямась-поломалась», «аёвка - коровка», простые предложения («Мой кука паль-Моя кукла упала.») .
Если такой речи нет, взрослые просто обязаны ее стимулировать. Это могут быть такие приемы стимуляции, как договаривание стихов, фраз.
После 3-х лет идет активизация речевых механизмов, формируется фразовая речь.
Ребенок сам строит собственные предложения. Некоторые дети конструируют даже сложные предложения, включающие придаточные, запоминают большое количество стихотворений.
Происходят продвижения и в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие, звуки «з», «в», «ы», твердый «л», некоторые даже «рычат» (т. е. произносят звук «р») .
Вообще, ребенок 2-3-х лет не очень-то прислушивается к звукам речи, особенно это заметно при употреблении слов, сходных по звучанию-"миська-мишка", "зук-жук".
Такая речь носит название «физиологическое косноязычие» - т. е. незрелость, недоразвитие речевого слуха и мышц речевого аппарата в силу возраста.
В этом возрасте у детей понимание речи преобладает над произношением.
Советы родителям :
- следите за состоянием лор-органов (должно быть носовое дыхание) и зубов (при чистке зубов в игре массируйте язычок ребенка зубной щеткой) ; категорически недопустимы сосание сосок и питье из бутылочек с сосками, тк это приводит к дефектам прикуса;
-приучайте ребенка к твердой пище, обращайте внимание на качество актов жевания и глотания;
-развивайте мелкую моторику - тонкие движения пальцев рук ребенка в играх. Можно использовать пазлы (крупные, тематика по возрасту, лепку, аппликацию, рисование, процессы самообслуживания (учите застегивать пуговицы разного размера, застежку-«молнию», продевать шнурок в дырочки ботинка;
-заучивайте с детьми короткие стихотворения (по возрасту, с опорой на картинку, пойте песенки;
-обращаясь к ребенку, говорите чуть медленнее обычного, четко, ясно проговаривая слова и фразы.
-не игнорируйте своего ребенка, слушайте, когда он обращается к Вам!
Успехов Вам и радости общения с детьми!