Анжелика Щинова
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важный период в нравственном, психическом и речевом развитии личности ребенка.
С момента рождения ребенка окружает множество звуков: речь близких людей, звуки издаваемые животными, птицами, звуки окружающей среды. Но единственно важными являются речевые звуки, которые служат средством общения малыша с взрослыми. Пока ребенок не может произносить слова и еще недостаточно понимает их смысл, он реагирует на интонацию, благодаря чему и различает слова по смыслу.
Публикация «Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Постепенно ребенок начинает вслушиваться в слова, которые произносят взрослые, пытается повторять их. И вот малыш заговорил, но не всегда он может отчетливо произнести все услышанные слова, проговорить четко все звуки, сохранить слоговую структуру слов.
К сожалению, очень часто родители не обращают внимания на дефекты речи ребенка и не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом все пройдет. Но время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. В таких случаях в детском коллективе появляются насмешки со стороны сверстников, обидные замечания окружающих.
Поэтому задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы убедить ребенка и его родителей в том, что дефект речи можно исправить. Связь с семьей во многом облегчает работу учителя-логопеда и ускоряет успехи ребенка через определенные формы взаимодействия :
1. Информационное просвещение – основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом собрании в сентябре, на котором знакомлю родителей с результатами логопедического обследования, с возрастными особенностями, этапами становления детской речи, с методами коррекционно-развивающего воздействия;
2. Обучающее просвещение – привлекаю родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, обучаю родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком логопатом;
3. Родительские собрания – на которых знакомлю родителей с задачами и содержанием коррекционной работы;
4. Домашние задания – знакомство родителей с индивидуальными тетрадями детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, привлекать их к работе над речью ребенка дома, главным образом закреплять достигнутое в детском саду;
5. Домашние игротеки – знакомлю родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. Игры, способствующие развитию речи ребенка, в которые родители могут поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку».
6. Дни открытых дверей – приглашаю родителей на индивидуальные и подгрупповые занятия, показываю, что им необходимо закрепить дома, над, чем еще поработать;
7. Родительские пятиминутки – родители получают возможность кратковременной личной консультации;
8. Консультации-практикумы – совместно с детьми родители перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для губ, языка, убеждаются, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им потребуется огромное терпение при выполнении домашнего задания в логопедических тетрадях;
9. Праздники и развлечения – в конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- специальные «логопедические уголки»;
- информационные стенды;
- тематические выставки книг;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Речь является сложной функцией, присущей человеку, и развитие её зависит от многих факторов. Большую роль играет влияние окружающих. Ведь ребенок учится говорить на примере родителей, друзей и педагогов. Важно, чтобы ребенок с детства слышал правильную, выразительную, четкую речь, на базе которой будет формироваться его собственная.
Таким образом, важно тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей, что в дальнейшем позволит не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи ребенка, но и обеспечит успешное овладение им учебной деятельности.