Инна Савина
Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
И. А. Савина,
Воспитатель МДОУ Д/С комбинированного вида №1 «Сказка» г. Белореченска, тел. 8918-19-56-777.
Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей
По данным мировой статистики нарушения речи в большей или меньшей степени есть у каждого ребёнка на стадии ее формирования, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Но вот только определить степень нарушения или насколько речевое развитие соответствует возрасту ребёнка, сможет только квалифицированный специалист.
Публикация «Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей» размещена в разделах
Являясь педагогической наукой, логопедия занимается изучением дефектов и устойчивых расстройств речи, преодолеваемых с помощью специалистов. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов, логопедов и педагогов в дошкольных учреждениях позволяет выявлять факторы риска и эффективно устранять их с помощью современных эффективных средств ранней коррекции миофункциональных нарушений. Отсюда возникает необходимость тесного взаимодействия логопеда с перечисленными работниками и, несомненно, с педагогом дошкольного учреждения.
Профилактика речевых нарушений в современных условиях у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений : недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, нарушение грамматического троя родной речи, а также обеднение словаря ребёнка. При этом любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте, правильности, красоте.
Так, например, использование логопедического массажа в коррекционной работе даёт поразительно высокие результаты. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Работа воспитателя и логопеда в тесном контакте, дополняя друг друга, решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Воспитатель на своих занятиях и в повседневной жизни закрепляет речевые навыки детей, полученные на занятиях логопеда.
Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный, в свою очередь подразделяется на две части – воспринимаемую двигательную, и периферический, к которому относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции. Основные органы артикуляции – язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо. Язык наиболее подвижный орган артикуляции, способен занимать в ротовой полости самые разнообразные положения, образуя сближение и полное смыкание с менее подвижными органами артикуляции. Благодаря этому образуются конкретные звуки речи, придающие ей членораздельность. Дефекты в строении челюстей, зубов, языка, недостаточная подвижность последнего затрудняют артикуляцию.
Наиболее распространённые аномалии строения полости рта, требующие корректировки в дошкольном возрасте: аномалийное прикрепление уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы. Укороченная уздечка языка нередко передаётся по наследству от родителей, при этом и аномалии прикуса бывают «унаследованными», когда звуки «Р», «Л», «С», а также шипящие при укороченной уздечке языка обычно произносятся неправильно.
Таким образом, совместная работа ортодонтов, стоматологов, педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет своевременно выявлять подобные отклонения от нормы состояния здоровья детей, обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.
Немаловажная роль отводится перспективным тематическим планам, которые выстраиваются и согласовываются воспитателем совместно с логопедом. На занятиях по развитию речи рекомендуется знакомство или уточнение представлений об изучаемом предмете или объектах, пассивный или активный словарь, речь с движением или стихотворный текст и дидактические игры.
Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Воспитатель, проводя игровые дыхательные паузы, следит, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены, а сам вдох и выдох правильный (в соответствии с заданием).
Работа по преодолению нарушений фонематического слуха у детей находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Практически всегда у детей с нарушениями речи, наблюдаются нарушения в формировании общей моторики: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Мы наблюдаем у детей нарушения костно-мышечного аппарата, недостаточно развитое дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, нарушение осанки, походки и грации движений. Так как развитие общей моторики способствует развитию речи, большое внимание я уделяю на занятиях логоритмическим упражнениям. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Воспитатели включает такие паузы и в занятия, и используют их в течение дня.
Таким образом, основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопедом, необходимо при коррекционной работе в группе решение следующих задач:
логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами и явлениями, логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. В группе воспитатели читают детям сказки, рассказы, беседуют о прочитанном, учат пересказывать. Полученные знания дети воплощают в своих играх, инсценировках, в театрализованной деятельности.
Целесообразно привести функции логопеда и воспитателя
Функции логопеда :
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
• Развитие психических функций.
Функции воспитателя :
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение двух недель.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Список использованной литературы:
1. Инновационные подходы к профилактике нарушений развития. /Под ред. Лынской М. И., Покровской Ю. А. В 2х частях. Часть 2. – М. : ЛОГОМАГ, 2013. – 124 с. ;
2. База данных Фонда Общественного Мнения. – точка удалё нного доступа: https://fom.ru/story/internet