Анжелика Касьянова
Консультация «Предупреждение речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение речевых нарушений
Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребёнка, развития в нём литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его дальнейшей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле культуры родного языка.
Публикация «Консультация „Предупреждение речевых нарушений“» размещена в разделах
Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном родителей, взрослых членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др. взрослых, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды : правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т. д. В условиях детского сада это всё действует, но педагоги в свою очередь, должны давать родителям рекомендации такого рода:
- обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;
- каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;
- неправильное сказанное слово надо спокойно и ласково повторить 2-3 раза;
- никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей, как бы мил он не был, не допускается. Говорить с детьми надо простым, правильным языком, и, главное - говорить медленно, ясно и громко.
Правильное, доброе слово, сказанное ребёнком, следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему не по силам, вместо желания говорить может вызвать отвращение к речи,
Больше всего могут дать своим детям в дошкольный период сами матери. Упрочить первые благие навыки в деле развития речи детей, конечно, обязанность самой матери, прежде всего.
Каждый опытный педагог, присматривающийся к вновь поступившим детям, очень скоро составляет себе определённое понятие об интеллектуальной ценности каждой отдельной семьи, о том, что она дала своему малолетнему члену, как в смысле его общего развития, так и в смысле развития его речи.
Если бы матери в должной степени понимали, какое громадное значение для духовного и всестороннего развития детей имеет обдуманное, соответствующее их интересам и психологии словесное общение с ними они, вероятно, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.
Ни для кого не секрет, что положительный результат коррекционной работы во многом зависит от того, какие условия для общего и речевого развития детей созданы в семье. Известно, что систематические и целенаправленные мероприятия по своевременной коррекции речи необходимы как в ДОУ, так и дома, и именно совместная деятельность родителей и специалистов является наиболее эффективной. Однако родители не уделяют должного внимания логопедической работе: они или не слышат недостатков речи своих детей или слышат, но не предают этому серьёзного значения, пологая, что дефекты речи «исчезнут» сами собой. Между тем благоприятное время для коррекционной работы уходит, а дефекты остаются. Ребёнок уходит из д\сада и эти недостатки начинают приносить ему немало огорчений. Появляются критические замечания, требования со стороны взрослых, но они не дают должного результата. Вот поэтому - то необходима своевременная помощь. При этом помощь родителей обязательна и чрезвычайна ценна.
Во - первых, именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, и, во - вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе «живого» общения в быту с малышом. И наша с вами задача, помочь родителям понять это.
В ходе просветительской работы, которую должны вести мы с вами, взрослые смогут глубже вникнуть в проблемы ребёнка, подкрепят интуитивные знания практикой, научатся находить выход из сложных ситуаций.
Убеждая родителей в необходимости их активного участия в формировании речевых навыков детей, мы должны использовать такие формы работы, как выступление на родительских собраниях, индивидуальные консультации, занятия - практикумы, домашние задания.
Основы взаимоотношений с родителями закладываются уже на первом организационном собрании, которое проводится в начале учебного года, в сентябре. На этом собрании обозначаются цели и задачи совместной работы, родители знакомятся с системой логопедических занятий, узнают о консультациях, на которых смогут получить ответы на все интересующие их вопросы. Так взрослые начинают осознавать значимость своей помощи. Кроме того на собрании родители знакомятся с результатами логопедического обследования, узнают, что дефекты речи индивидуальны, что с подобными недостатками надо бороться, так как не всегда они проходят сами собой и ребёнку нужна помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.
Кроме того, для работы с родителями, помимо родительских собраний, занятий - практикумов, индивидуальных консультаций, мы должны широко использовать специальные информационные уголки, расположенные в приёмных, в которых может размещаться информация от всех специалистов.
Большинство родителей не остаются безучастными, они начинают интересоваться успехами своих малышей, и помогают формировать им правильную, красивую речь.