Людмила Кожевникова
Логопедическое занятие «Поможем Незнайке исправить стихотворение» по теме «Дифференциация звуков [С] — [Ш] и букв С — Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие "Поможем Незнайке исправить стихотворение"
Тема занятия : Дифференциация звуков и букв С-Ш.
Публикация «Логопедическое занятие „Поможем Незнайке исправить стихотворение“ по теме „Дифференциация звуков [С] — [Ш] и букв С — Ш“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа (6-7 лет).
Цель НОД:
-дифференциация и закрепление правильного произношения звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях;
-закрепление образа букв С-Ш, дифференциация букв С-Ш.
Цель применения ИКТ: активизация внимания, создание атмосферы сказки.
Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие".
Задачи приоритетной образовательной области:
-развитие фонематического восприятия и слуха;
-формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
-обогащение словаря по лексическим темам "Осень", "Деревья".
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
"Познавательное развитие" :
-закрепить знания детей о времени года "Осень";
-закрепить знания детей о деревьях.
"Социально-коммуникативное развитие" :
-научиться общаться со взрослыми и сверстниками;
-формировать умение выражать свои мысли;
-развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность прийти на помощь;
- воспитание доброго отношения друг к другу.
"Физическое развитие" :
-развитие общей, мелкой моторики, артикуляционной моторики;
-научиться передавать заданный образ в движении.
"Художественно-эстетическое развитие" :
-развитие восприятия музыки, текста;
-стимулирование сопереживания персонажу художественного произведения;
-реализация самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты НОД:
-дети дифференцируют и закрепляют правильное произношение звуков С-Ш;
-правильно соотносят звуки с буквами, не путают буквы С-Ш;
-у детей формируется навык самоконтроля за собственной речью;
-дети стремятся к речевым высказываниям;
-дети проявляют инициативу и самостоятельность в игре и общении;
-дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, проявляют положительные эмоции, сопереживают;
-владеют элементарными представлениями об окружающем мире;
-у детей развиты: мелкая, общая, артикуляционная моторика.
Предпосылки УД:
-речевые: чистое произношение звуков С-Ш;
-коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности;
-познавательные: умение ориентироваться на свою систему знаний, находить ответы на поставленные вопросы;
-регулятивные: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
-личностные: умение прийти на помощь в трудной ситуации.
Предварительная работа: постановка звуков С-Ш, изготовление игрового материала, выбор музыки "Звуки леса", заучивание физкультминутки.
Используемое оборудование для педагога: ноутбук для прослушивания музыки "Звуки леса", для просмотра слайдов; конверт с письмом от Незнайки и фотографией грустного Незнайки; карточка с изображением ветки рябины, на которой напечатаны чистоговорки; листья березы и дуба с изображением букв С-Ш.
Используемое оборудование для детей:
простые карандаши желтого и зеленого цвета, карточка для выполнения обводки по точкам букв С-Ш, листья березы и дуба с изображением букв С-Ш; карточки-подарки для дифференциации звуков С-Ш, листья клена с изображением артикуляционной гимнастики, карточки для исправления письма Незнайки, индивидуальные зеркала.
Деятельность логопеда Деятельность детей
Вводная часть (1 мин)
Приветствие
Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта. Цель: установление зрительного контакта.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как Вы научились красиво говорить, как Вы много знаете и умеете. Дети входят в группу, встают рядом с логопедом в круг. Дети здороваются с гостями.
Создание мотивации к НОД (4 мин)
Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности, активация внимания. Цель: включение в образовательную деятельность и создание эмоционально-положительного настроя.
Логопед показывает письмо от Незнайки из Цветочного города.
Ребята, когда я шла на работу, мне почтальон передал письмо и сказал, что оно адресовано ребятам из подготовительной логопедической группы. Давайте посмотрим от кого оно. Дети рассматривают письмо.
Логопед достает из конверта фотографию грустного Незнайки и читает письмо.
Ребята, это же письмо от Незнайки. Интересно, а почему Незнайка на фотографии такой грустный…Может быть, у него что-то случилось.
Давайте, почитаем письмо:
"Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень расстроен. Я участвовал в конкурсе "Поэт года", сочинил стихотворение. Но когда я его стал рассказывать, все громко смеялись, а Знайка сказал, что мне срочно нужно отправляться в логопедическую группу, оказывается я путаю звуки С-Ш и буквы С и Ш. Ребята, помогите мне исправить ошибки в моем стихотворении. А еще Знайка сказал, что сказочный лес звуков в этом поможет. Я пока сам не смог к вам прийти, бегал по лужам и заболел. Жду от Вас помощи!".
Ну что, ребята, поможем Незнайке? Отправляемся в сказочный лес звуков? Я думаю, там нам помогут исправить ошибки, которые допустил Незнайка. Дети рассматривают фотографию Незнайки и слушают письмо от него. Соглашаются помочь Незнайке.
Звучит музыка "Звуки леса"
Ребята, давайте закроем глазки. Мы с Вами находимся в сказочном лесу звуков. Там поют птички. Вокруг нас много разных красивых деревьев. Поднимите ручки высоко, высоко и покачайте ими. Вдруг подул теплый южный ветер: Ш-Ш-Ш, неожиданно подул холодный северный ветер: С-С-С. Ветер затих. Открываем глазки. Мы с Вами оказались на сказочной лесной полянке. Садитесь на свои места, пожалуйста. Дети выполняют движения под музыку. После этого, дети садятся за столы.
Основная часть НОД
Цель: дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях, закрепление образа букв С-Ш, закрепление знаний детей по темам: "Осень", "Деревья". Цель: выполнение заданий, используя имеющиеся знания.
Обсуждение акустико-артикуляционных характеристик звуков С-Ш.
Ребята, сегодня мы с Вами поучимся различать звуки С и Ш, чтобы помочь Незнайке исправить ошибки в его стихотворении.
Давайте вспомним, какой звук мы произносили, когда дул теплый ветер?
Дети: звук Ш-Ш-Ш-Ш.
Ребята, где находится наш язычок, какой он, какие у нас губки, когда мы произносим звук Ш? Дети: при произношении звука Ш : губы круглые, язычок находится наверху, в виде чашечки, воздушная струя теплая (дуют на ладошку).
Ребята, какой звук мы произносили, когда дул холодный северный ветер? Дети: звук С-С-С-С.
А где находится наш язычок, какой он, какие у нас губки, когда мы произносим звук С? Дети: при произношении звука С : губы улыбаются, язычок находится внизу, в виде горки, воздушная струя холодная (дуют на ладошку).
1 задание волшебного леса звуков : выполнение артикуляционной гимнастики.
( Упражнения: Лопаточка, Почистим зубки, Часики, Качелька, Чашечка, Грибочек).
Логопед предлагает детям взять со стола лист клена, на обороте которого прикреплена картинка с артикуляционной гимнастикой. У каждого ребенка своя картинка, свое упражнение. До этого логопед и дети вспоминают, что происходит с листьями деревьев осенью.
Цель: активизация мышц речевого аппарат, активизация словаря по темам: "Осень", "Деревья". Цель: демонстрация умений выполнять определенные упражнения артикуляционной гимнастики, демонстрация знаний по темам: "Осень", "Деревья".
Ребята, а напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: сейчас у нас Осень
А что происходит с деревьями осенью?
Дети: осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.
Посмотрите, волшебные деревья сбросили свои листочки. Они лежат у Вас на столах. Давайте возьмем в руки лист клена.
А как мы скажем про лист, который упал с клена? Какой он? Дети: лист, который упал с клена, называется кленовый.
Дети, посмотрите, лист клена непростой, а волшебный. Клен нам не просто так сбросил свой листочек, а хочет помочь. Давайте перевернем листочки. Что же там такое? Дети догадываются, что на листьях клена изображены картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики.
Дети По-очереди показывают свою картинку с артикуляционной гимнастикой и все вместе выполняют ее перед зеркалом.
2 задание волшебного леса звуков : игра "Выбери правильный листочек"
Логопед предлагает детям взять со стола листья березы и дуба, на которых напечатаны буквы С-Ш.
Цель: дифференциация звуков С-Ш на слух изолированно и в слогах. Закрепление образов звуков С-Ш и их дифференциация. Цель: демонстрация умений дифференцировать звуки С-Ш изолированно и в слогах. Демонстрация умения различать буквы С-Ш.
Логопед объясняет правила игры.
Ребята, а посмотрите, у Вас на столах лежат литья березы и дуба. Листья, которые упали с березы и дуба какие? Дети: Листья, которые упали с березы, называются березовые, а листья, которые упали с дуба - дубовые.
Ребята, листья березы и дуба тоже волшебные. На них написаны какие-то символы.
Дети догадываются, что это буквы С-Ш.
Дети вспоминают, что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Ребята, когда Вы услышите звук С-Вы поднимаете лист с буквой С, когда Вы услышите звук Ш - Вы поднимаете лист с буквой Ш :
С-С-Ш-С-Ш-Ш-Са-Со-Ша-Аш-Ыс-Шо-Ши-Ас-Уш. Дети, услышав, заданные звуки, поднимают определенные листья с буквами.
По окончании игры, логопед хвалит и благодарит детей.
3 задание: практическая деятельность "Обведи заданную букву по точкам определенным карандашом"
Цель: закрепление образа букв С-Ш, дифференциация букв С-Ш, развитие мелкой моторики. Цель: выполнение практического задания.
Ребята, чтобы помочь Незнайке, Вы должны хорошо различать буквы С-Ш. Вам предлагается выбрать из ряда букв, буквы С-Ш и обвести их по точкам. С- обводим желтым карандашом, а Ш- зеленым. Дети выполняют задание.
Физкультминутка
Цель: развитие общей моторики. Цель: демонстрация умения передавать заданный образ в движении в соответствии с текстом.
Ребята на улице осень. И стало холодно, вы, наверное, замерзли? Давайте согреемся. Выходите ко мне. Дети выходят из-за столов, идут на ковер.
Мы вошли все вместе в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо-влево,
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Дети проговаривают слова вместе с логопедом и выполняют заданные движения в соответствии с текстом.
4 задание: игра "Закончи слово".
Логопед предлагает детям встать в круг и каждому ребенку бросает мячик с заданием.
Цель: формирование навыков фонематического синтеза, дифференциация звуков С-Ш в словах. Цель: демонстрация умений добавлять правильно-выбранный звук С или Ш к концу слова.
Логопед объясняет задание.
Ребята, чтобы лучше согреться, волшебный лес предлагает нам еще одну игру с мячиком. Я буду говорить Вам слово, но не буду договаривать последний звук. А вам надо добавить последний звук С или Ш и сказать мне какое слово у Вас получилось:
Ду (Ш, Ле (С, Но (С, МЫ (Шь, МАЛЫ (Ш, КАКО (С, АБРИКО (С, КАРАНДА (Ш, ЛАНДЫ (Ш, ФИКУ (С, ДЕТЕНЫ (Ш, АВТОБУ (С, КОМПА (С).
Дети ловят мячик, добавляют к концу слова нужный звук и называют получившееся слово.
По окончании игры логопед хвалит детей.
Ребята, ну что Вы согрелись? Садитесь на волшебную полянку. Дети: Да.
Дети садятся за свои столы.
5 задание: игра "Раз чистоговорка, два чистоговорка"
Логопед читает чистоговорки, дети четко и правильно повторяют за ним.
Цель: дифференциация звуков С-Ш в чистоговорках, развитие самоконтроля. Цель: демонстрация умений произносить правильно чистоговорки со звуками С-Ш.
Логопед объясняет задание.
Пока мы с Вами играли, я нашла веточку рябины.
И она нам решила помочь. На каждом листочке написаны чистоговорки, которые мы четко и правильно должны произнести:
Са-ша-са - укусила нос оса.
Ша-са-ша - Саша моет малыша.
Су-шу-су- мишку видели в лесу.
Со-шо-со-Миша катит колесо.
Ос-ош-ос- над вишней много ос.
Аш-ас-аш - у нас большой шалаш.
Дети произносят чистоговорки.
По окончании игры логопед хвалит детей.
6 задание: игра "Подари подарки"
Цель: формирование навыков фонематического анализа, дифференциация звуков С-Ш в словах. Цель: демонстрация умений правильно анализировать звуковой состав слова.
Логопед объясняет задание.
Ребята, какие Вы молодцы. Но прежде, чем мы попытаемся исправить ошибки в стихотворении Незнайки, Вам нужно взять опять березовый и дубовый листочки с буквами С-Ш. Вам нужно подарить листочкам подарки. У Вас на столах лежат картинки с различными изображениями. Вам необходимо четко произнести слово и определить, какой звук в данном слове Вы слышите: С или Ш. Картинку со звуком С подарить листочку с буквой С, а картинку со звуком Ш, подарить листочку с буквой Ш.
Главное условие четко проговаривать слово, услышать звук : бабушка, мышь, мишка, шапка, шарф, шары, сок, самолет, ананас, собака, лиса, автобус. Дети выполняют задание.
По окончании игры логопед хвалит детей.
7 задание: "Исправь стихотворение"
Логопед предлагает детям подойти к столу, где лежит стихотворение Незнайки с картинками.
Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах близких по звучанию. Цель: демонстрация умений правильно дифференцировать звуки С-Ш в словах близких по звучанию.
Логопед объясняет задание.
Ребята, я думаю после таких испытаний, Вы теперь точно поможете Незнайке и исправите ошибки в его стихотворении :
Моя Кошка ловит миску,
Дома мама моет мышку.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Пожарный носит кашку,
А Саша ела каску.
На лицо надета Машка.
Имя нашей кошки Маска.
А теперь подходите к столу и давайте подберем правильные картинки и закроем ими неправильные картинки.
Дети внимательно слушают стихотворение Незнайки. И исправляют ошибки. Подбирают правильные карточки.
Вот, что у нас получилось:
Моя Кошка ловит мышку,
Дома мама моет миску.
На виду у детворы
Крышу красят маляры.
Пожарный носит маску,
А Саша ела кашку.
На лицо надета маска.
Имя нашей кошки Машка.
Дети внимательно слушают логопеда. Радуются, что помогли Незнайке и исправили стихотворение.
Заключительная часть (1 мин)
Цель: подведение итогов НОД, мотивирование детей следить и контролировать свою речь. Цель: получение положительной оценки своей деятельности.
Ребята, какие Вы молодцы, что справились со всеми заданиями, а главное помогли Незнайке. Были дружными и активными, находчивыми. Теперь я знаю, что Вы будете следить за речью и правильно произносить звуки С или Ш, определять, когда необходимо произнести звук С, а когда -Ш.
Незнайка Вам очень благодарен и прислал Вам подарки: закладки для книг. Дети внимательно слушают логопеда.
Благодарят за подарки.