Ольга Федорян
Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ударение»
Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове
Задачи:
Образовательные:
- показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения;
- формировать навыки правильной постановки ударения.
Коррекционно-развивающие:
-Формирование познавательного интереса к родному языку через использование разноуровневых заданий, создании ситуации выбора.
Публикация «Логопедическое занятие в 3 классе по теме „Ударение“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-Формирование умственных учебных действий через анализ и синтез, постановку и определение места ударения в словах различной слоговой структуры, развитие фонематического восприятия;
-Сравнивать и обобщать через сравнение слов – омографов; нахождение обобщающих понятий (назови общее слово)
- Закреплять знания по новому материалу (определение места ударения в словах);
-Формирование действий самоанализа и самоконтроля:
а) пошаговый:
- при развитии фонематического слуха (при выполнении игровых приемов);
- при организации взаимоконтроля, правильности подбора слов с ударением в разных позициях (работа в парах);
- при выполнении разноуровневых заданий.
б) итоговый:
- при проведении игры-соревнования;
- при выполнении самостоятельной работы;
- при закреплении изученных способов постановки ударения в словах;
- при выполнении тестового задания.
-Развитие речи:
- обогащение словарного запаса;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- коммуникативных навыков речи;
- овладение выразительными средствами языка.
Воспитательные:
1. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, уверенность в себе.
2. Воспитывать чувство доброты, товарищества, скромность, ответственность.
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к имуществу школы, пособиям, раздаточному материалу, подготовка своего рабочего места, собранность, усердие, максимальную работоспособность на уроке.
Оборудование:
1. предметные картинки, демонстрационный материал;
2. наборы карточек с гласными буквами;
3. дидактический материал (индив. карточки, слова и предложения на отдельных листах);
4. волшебник Ударение;
5. конверты с заданиями.
Ход занятия:
1. Орг. Момент. - Здравствуйте ребята. Как ваше настроение? Улыбнитесь друг другу и начнем занятие.
2. Постановка цели (Слайд 1)
-Прочитайте предложение.
-Скажите, к какой картинке его можно отнести.
-Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке.
-Какое по счёту слово в предложении изменило своё значение? (Кружки).
- Скажите, с чем связано изменение значения слова «кружки». Правильно, это связано с перемещением ударения в слове. Произнесём оба слова с ударением.
-Как звучит ударный гласный звук в слове (громко и длительно)
(Слайд 2)Посмотрите на эти 2 картинки и подпись к ним «Я плачу».
- Скажите, к какой из картинок её можно отнести?
-Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке.
-Ребята, так о чём мы с вами будем сегодня говорить?
Сообщение темы и цели урока:-Сегодня мы будем учиться правильно ставить ударение в словах.
-Что же такое ударение?
-Ударение похоже на биение сердца, мы не вспоминаем о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения, и оно сразу теряет свой смысл и форму.
3. Актуализация знаний
-Ребята, вы узнаете, кто к нам сегодня пришёл, если прочитаете слова через букву:
ВНОДЛПШТЕФБСНИЯК УБДСАГРВЕАНМИШЕ
(Слайд 3 (волшебник ударение)
-Принес задания (синий конверт)
-Послушайте стихи и назовите слова, которые состоят из одинаковых звуков, но отличаются местом ударения.
1. Мне слово «Чудно» изменить не трудно: Поставил ударение на «О» -Исчезло «Чудно», родилось «Чудно».
- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами)
2. Косит косец, а зайчишка Косит,Трусит трусишка, а ослик Трусит.
- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами)
-Что значит трусит? Бежит.
3. От удивления ахнул кок и почесал затылок: капустный бросился вилок вскачь от ножей и вилок.
- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами)
- Кто такой кок? (повар на корабле)
4. Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они! В ведёрко руку Окуни, не бойся, это Окуни!
- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами)
5. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель. Я слышу звон весенних Капель, поёт весенняя Капель.
- Какие слова в этом стих-нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами)
- Прочитаем ещё раз все слова. (читают хором)
- Скажите, на какой звук всегда падает ударение, на гласный или согласный? (гласный)
Запомним, что согласные звуки ударными или безударными не бывают.
- Как мы определяем ударный гласный звук в слове?
(мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове.)
-Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (один)
- Как называются остальные гласные звуки в слове? (безударными)
- А как будет называться слог, в котором находится ударный гласный звук? Ударный слог.
-Вот, что говорит Волшебник ударение об ударном слоге :(слайд 4)
-Ударный слог, ударный слог - он назван так недаром.
Эй, невидимка молоток, отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит.
2. Предлагает нам выполнить следующие задания.
(зелёный конверт)
Карточка №2. Разноуровневые задания.
Инструкция:
Посмотрите на ваши листы. Там 2 задания. Каждый из вас может выбрать одно задание или сделать все.
1. Кто чувствует, что освоил материал прочно, хорошо, тот выбирает 1 задание.
2. Кто чувствует себя уверенно, хочет проверить свои силы, выбирает 2 задание.
1. Найдите и подчеркните в предложениях слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и поставьте над ними ударение.
Лена мела пол.
Вера принесла кусочек мела.
2. Поставьте ударение в словах белки – белки так, чтобы слова имели разное значение, составьте и запишите предложения с этими словами.
- Кто выбрал 1 задание прочитайте правильно слова, которые вы подчеркнули.
- Кто выбрал 2 задание прочитайте предложения, которые вы составили с указанными словами.
- Молодцы. Я вижу, что вы справились с заданиями и волшебник Ударение доволен вашей работой.
4. Разъяснение нового материала
-Откройте тетради. Запишите число.
- Ребята, как вы думаете, где живёт волшебник Ударение? В замке. (Слайд 5)
-Запишите слово замок и поставьте в нём ударение
- Что висит на двери замка волшебника Ударение? Замок (слайд 6)
-Запишите слово замок и поставьте в нём ударение. Прочитаем оба слова с ударением.
- Как пишутся эти слова? (одинаково) (Слайд 7)
- Куда падает ударение в слове Замок? (на 1 слог, гласную А)
- Куда падает ударение в слове Замок? (на 2 слог, гласную О)
-Составьте устно предложения с этими словами.
- Ребята, скажите что использовал волшебник Ударение, когда строил свои замок, иначе он бы рассыпался? (гвоздики).(Слайд 8)
- Запишите это слово и поставьте в нём ударение.
- А какие цветы он посадил около своего замка? (гвоздики (слайд 9)
-Запишите слово гвоздики и поставьте в нём ударение
-Куда падает ударение в слове гвоздики? На 1 слог, гласный звук О. (слайд 10)
- Куда падает ударение в слове гвоздики? На 2 слог, на гласный звук И.
-Составьте устно предложения с этими слова.
- Какой вывод мы можем сделать о роли ударения в слове?
Вывод – ударение меняет смысл слова.
Физкультминутка.
Нашу школьную зарядку будем делать по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите. Вправо влево повернулись, рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали,
Вы надеюсь не устали?
Чтобы нам свободней стать, надо тихо подышать.
5. Усвоение нового материала
(жёлтый конверт)
-Волшебник Ударение принес нам загадки, попробуем их разгадать
1. Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение и превращаюсь я в конфету. (ИРИС – ИРИС) (Слайд 11)
2. Я сборник карт; от ударения зависят два моих значения. Хочу- преображусь в название блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас) (Слайд 12)
-Из какой ткани одежда волшебника Ударения?
-Запишем слова-отгадки и поставим в них ударение.
-Запишите слова в столбик. (Слайд 13)
-Рожки, скачки, полки. Поставьте в них ударение.
-Перенесите ударение на другие гласные звуки в этих словах и запишите какие слова получились. (Слайд 14)
- Молодцы. Вы правильно выполнили задания
6. Выработка умений, навыков (10 минут)
(красный конверт)
-Волшебник Ударение принес вам наборы гласных букв и хочет проверить, как вы умеете определять ударный гласный звук в слове.
-Я буду произносить слово с ударением, а вы поднимаете карточку с гласной буквой.
Слова: малина, виноград, вишня, смородина, слива, абрикос, клюква, клубника, черешня, алыча.
- Каким общим словом можно назвать эти слова? (Ягоды)
-Теперь я показываю вам картинки, вы их называете и сами определите ударный гласный звук и поднимите карточку с буквой.
-Огурец, помидор, морковь, картошка, капуста, баклажан, перец, кабачки.
- Каким общим словом можно назвать эти слова? (Овощи).
Я произношу слова, а вы запишите только ударный слог, т. е. слог в котором есть ударный гласный звук.
Берёза, осина, тополь, верба, ива, сосны, ёлка, рябина, липа, ясень.
- Каким общим словом можно назвать эти слова? (Деревья)
- Прочитайте слоги, которые вы записали.
-Молодцы.
7. Закрепление усвоенного (5 минут)
(оранжевый конверт)
-Волшебник- ударение предлагает посоревноваться.
Дети разбиваются на 2 команды.
-На тему «Школа» каждой команде надо записать в таблицу разные слова:
1. С ударением на 1 слоге,
2. С ударением на 2 слоге
3. С ударением на 3 слоге.
-Кто больше записал слов и поставил правильно ударение, тот и победил.
-Прочитайте слова с ударение на 1слоге.
- с ударением на 2 слоге.
- с ударением на 3 слоге.
Молодцы.
-Чему мы сегодня учились на уроке? ставить ударение (Слайд 15)
-Волшебник Ударение хочет проверить, как вы усвоили материал урока и предлагает нам ответить на вопросы. Я читаю вопросы, а вы если согласны показываете ладошку, а если нет - то обратную сторону ладошки.
Тест:
1. Перестановка ударения меняет смысл слова?
2. Ударение может падать на согласный звук?
3. В слове всегда один ударный слог?
4. В слове может быть несколько ударных слогов?
5. Ударение всегда падает на гласный звук?
Оценка работы учеников.
-Молодцы. Волшебник Ударение доволен вашей работой. На этом волшебник Ударение прощается с вами, но обещает вернуться. (Слайд 16)
8. Подведение итогов