Юдакова Юлия
Логопедическое занятие на тему «Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Гласные О — Ё.»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Гласные О - Ё.
Цель: Учить слышать твёрдые и мягкие согласные и соотносить их с гласными О -Ё
Форма и тип занятия : урок закрепления знаний, умений и навыков
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить знания о гласных О-Ё учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными о,ё в слогах, словах и предложениях.
Публикация «Логопедическое занятие на тему „Дифференциация твёрдых и мягких согласных, Гласные О — Ё,“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Коррекционно-развивающие: формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “О” и “Ё” на уровне слога, слова и словосочетания; развивать фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа; развивать мелкую и общую моторику; обогащать и уточнять словарный запас; развивать слуховое и зрительное внимание;
Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать по инструкции, воспитание экологической культуры, воспитание культуры общения.
Здоровьесберегающие: планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающихся; следить за правильной посадкой обучающихся; способствовать созданию благоприятного психологического климата; соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания.
Планируемые результаты:
Предметные: выработать четкую связь между фонемой, артикулемой и графемой. В ходе достижения основной цели в комплексе развивать речевую систему.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о работе; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления; планировать свое действие; отличать новое знание от уже известного.
Познавательные УУД: понимать значение речи в жизни каждого человека и общества; выполнять графическое моделирование слова; конструировать печатные и письменные буквы; использовать логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение)
Коммуникативные УУД: обмениваться мнениями; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в паре;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; соблюдение организованности, дисциплины на уроке; стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и жизни в целом.
Оборудование: зеркала, шарики Су-джок, Дом с гласными буквами, цветные карандаши, индивидуальные карты.
Ход урока
I. Организационный момент
- Правая на левой, будем заниматься, мы будем разговаривать и будем проговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Самое удивительное в мире, это – человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошее настроение. Подарите улыбки гостям.
Артикуляционная гимнастика.
* “заборчик” - “трубочка,” * “лопатка ” - “чашечка” * “качели”, * “змея”
* “конфетка”, * (упражнение с шариком Су – джок под музыку)
Упражнение для развития мелкой моторики «Весёлый мяч» (под музыку)
II. Актуализация знаний
1. Домик с гласными. (часть гласных убрана)
- Что это за буквы? (Гласные)
- Почему они гласные? (Они тянутся, поются, воздух не встречает преграды)
- Какая гласная живёт в первом подъезде на втором этаже? (ы)
- Во втором подъезде на втором этаже? (И)
- Во втором подъезде на пятом этаже? (Я)
- В первом подъезде на пятом этаже? (А)
- Что помогают делать гласные, живущие в первом (втором) подъезде?
(Они помогают согласным звучать твёрдо или мягко)
III. Объяснение нового материала.
- Сегодня на занятии мы отправимся с вами в морское путешествие и встретимся с обитателями моря. Наше путешествие будет увлекательным и интересным. А помогать нам будет пара гласных, а каких, вы узнаете, выполнив первое задание, отгадав загадку про одного из морских обитателей.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг: (Морской конёк)
(Слово КОНЁК) на доске.
- Какие гласные буквы есть в отгадке? (О - Ё)
- Итак, гласные О и Ё будут помощниками в нашем путешествии.
- Что обозначает синий кружок перед гласной О? (согласные перед О звучат твёрдо)
- Что обозначает зелёный кружок перед гласной Ё? (согласные перед Ё звучат мягко)
- Сформулируем тему нашего занятия : ("Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё") (тему на доску)
IV.Основная часть. Произношение изучаемых звуков в слогах, словах и предложениях.
1. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О-Ё в словах.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы отправиться в морское путешествие? (правильно, набрать команду) (картинку на доску)
- Нам даны слова, прочитаем их. Подберём к ним слова с противоположным значением.
злой – добрый
грустный - весёлый
старый - молодой
неверный - надёжный
- Прочитайте ещё раз эти слова на своих листочках, подчеркните согласные перед гласными О и Ё карандашами нужного цвета.
2. Закрепление знаний учащихся о твёрдости и мягкости согласных
(Работа с сигнальными карточками)
Перед выходом в море нужно проверить, знает ли команда устав корабля.
Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем +, если не согласны – то -.
1. Согласные звуки в словах могут быть твёрдыми или мягкими. +
2. Твёрдость согласного обозначаем синим цветом. +
3. Мягкость согласного обозначаем красным цветом. - (нет, а каким? зелёным)
4. Согласные перед буквой О звучат мягко. - (нет, а как? твёрдо)
5. Согласные перед буквой Ё звучат мягко. +
6. Гласная буква О - показатель твёрдости согласных. +
3. Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.
Задание «Звуковая линейка»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, посмотрите, на нашем пути появился маяк, (картинку на доску) только сигналы у него странные синий и зелёный. Маяк предлагает вам справиться с его заданиями.
- Я читаю вам слова, вы определяете на слух какие согласные звуки в этих словах.
- У вас два карандаша: синий и зелёный. Я называю слово, вы считаете, на каком месте стоит согласный звук и обводите цифру нужным карандашом.
Слова: компас
костёр
вёсла
полёт
V. Физминутка. Игра "Измени слово"
- Сейчас мы немного отдохнём и отправимся на морскую рыбалку. Я буду называть слово с гласной, а вы должны изменить это слово, поменяв в нём гласный.
Нос – нёс
Рёв – ров
Вёз – воз
Вол - вёл
4. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О-Ё в слогах
- Ребята, посмотрите, кто выглядывает из-за морских водорослей?
- Познакомьтесь, это морской ёж, у него для вас своё задание.
Задание «Замени букву» (работа у доски)
- Замените букву о на ё, а букву ё на о. Прочитайте получившийся слог.
Лок – лёк
Мо – мё
Рёв – ров
Сол - сёл
Задание «Раскрась картинку»
- Ребята, посмотрите кто появился на нашем пути. Это осьминог (картинку на слайд). Он предлагает вам выполнить его задание. Вы согласны?
Вам необходимо обвести картинки. Все слова, которые начинаются с буквы Ё– обвести зелёным карандашом, а которые заканчиваются буквой О – синим карандашом.
5. Развитие зрительного внимания на уровне предложения.
Работа в парах
- Переверните листочки и назовите картинки (песок, море, остров). Один человек будет читать предложение, а второй должен подобрать нужный ответ и записать его в предложение.
1. Хорошо загорать на золотом ___ (песке)
2. Много тайн хранит голубое ___ (море)
- Какая картинка у нас осталась? (остров). Придумайте сами предложение со словом остров (дети придумывают самостоятельно)
- А я придумала вот какое предложение.
На острове оказался Робинзон.
- Ребята, это предложение? Почему? Почему в предложении два слова написаны с большой буквы? Сколько слов в предложении?
( Учитель убирает слова: острове, Робинзон) На …. оказался ….
- Ребята, попробуйте вспомнить недостающие слова и дописать их, чтобы получилось предложение.
VI. Итог.
-Ребята, наше путешествие подходит к концу.
- О каких гласных мы сегодня с вами говорили? (О, Ё)
- Почему они называются гласными? (Потому что они тянутся, поются и воздух не встречает преграды.)
- Какой гласный помогает звучать твёрдо (мягко)? (О – твёрдо, Ё – мягко)
VII. Рефлексия
- Ребята, наш корабль прибыл домой. Вот он на доске. У каждого из вас два флажка лежат на партах. Если вам всё удалось на сегодняшнем занятии, то приклейте к кораблю красный флажок, если что-то не получалось и вам сейчас грустно, то зелёный флажок.
Наше занятие закончено. Спасибо за урок!